Posted 29 октября 2022,, 13:18

Published 29 октября 2022,, 13:18

Modified 31 октября 2022,, 06:28

Updated 31 октября 2022,, 06:28

Житель Нальчика спас семью от выселения и пытался завладеть их же квартирой

Житель Нальчика спас семью от выселения и пытался завладеть их же квартирой

29 октября 2022, 13:18
Фото: 1MI
Мадина Бегиева из Нальчика заявляет, что у нее пытаются отнять единственное жилье, используя для этого поддельные документы. Правоохранительные органы Кабардино-Балкарии встали на защиту интересов ее оппонента. NewsTracker разбирался в ситуации.

Суд отказал в вызове свидетелей 

Нальчикский городской суд 9 марта 2022 года удовлетворил иск жителя Нальчика Асланбека Ашхотова о регистрации за ним права собственности на квартиру 64-летней Мадины Бегиевой, матери троих детей, у которой нет другого жилья, кроме оспариваемой квартиры.

В судебном решении говорится, что Мадина Бегиева заключила договор купли-продажи на три четверти доли от своей квартиры площадью 131,8 кв.м. с Асланбеком Ашхотовым, получив от него 3 млн рублей. А так как одну четвертую доли квартиры она передала ему ранее, право собственности на всю квартиру, согласно решению суда, должно перейти к Ашхотову. 

В качестве доказательств суд сослался на договор купли-продажи, акт приема-передачи, а также на расписку в получении денег, которых по утверждению Ашхотова, подписала Бегиева. При этом указанные документы не были зарегистрированы в органах Росреестра. В решении суда указывается, что Бегиева не явилась в МФЦ «с целью уклонения от регистрации перехода права на объект недвижимости».

Бегиева доказывала в суде, что она не подписывала никакие бумаги, не давала расписку в получении денег. Документы, по ее словам, сфальсифицированы, а подписи подделаны. Также она поясняла, что 14 января 2021 года она была выписана из больницы после тяжелой операции и не в состоянии была заниматься заключением сделки по продаже квартиры, ссылаясь на медицинские документы.

Она просила суд вызвать участкового врача и медсестру, которые лечили ее на дому, и могли бы дать показания о состоянии ее здоровья в период, когда якобы совершалась сделка. Суд просьбу отклонил. 

По делу также были проведены почерковедческие экспертизы, которые противоречат друг другу. Одна из экспертиз подтверждает, что подписи под документами выполнены не Бегиевой, а кем-то другим с подражанием ее почерку, другая экспертиза содержит вывод, что подписи выполнены Бегиевой. Суд отдал предпочтение экспертизе, подтверждающей подпись ответчицы, никак это не обосновав, и не дав оценки другой.

Утверждения Бегиевой о том, что она на момент якобы заключения сделки была серьезно больна, суд также проигнорировал, отметив в решении, что они ничем не подтверждены. При этом в суде были оглашены показания участкового врача, медсестры и соседки, данные дознавателю, о слабом физическом состоянии Бегиевой в указанный период, о критически низком гемоглобине у нее, из-за чего она практически не вставала с постели. Суд их не принял во внимание.

Показаниями дочери Бегиевой суд также пренебрег, посчитав ее заинтересованным лицом. Решение Нальчикского городского суда было оставлено без изменения Верховным судом КБР. 

Как одна четвертая часть квартиры Бегиевой оказалась в собственности Ашхотова?

Как рассказала Бегиева NewsTracker, в 2013 году она обратилась за кредитом в «Россельхозбанк» через своего соседа Казбека Хадзегова, работника банка. Хадзегов ей предложил оформить кредит на постороннее лицо. В качестве такого лица Хадзегов указал своего знакомого К.. 

При этом, сообщила Бегиева, по указанию Хадзегова надо было передать К. 500 тысяч рублей из средств кредита, якобы в долг на два месяца. Через два месяца К. деньги не вернул. У Бегиевой возникли трудности с выплатой кредита, и она стала требовать возврата долга. 

К., используя формальный договор, инициировал судебный процесс по обращению квартиры в свою собственность. Он подал в суд иск о выселении Бегиевой из квартиры. Суд иск удовлетворил. 

Женщине с семьей пришлось переехать на съемную жилплощадь. Шесть лет она добивалась возврата своей квартиры. Наконец, в 2019 году решением суда квартиру ей вернули.

К. был осужден за многоэпизодное мошенничество. В суде против него показания давал житель Нальчика Асланбек Ашхотов, которому К. также задолжал 1,5 млн рублей. Его свидетельские показания, по словам Бегиевой, помогли ей вернуть квартиру. Но сделал Ашхотов это не просто так.  За это она ему отписала одну четвертую часть своей квартиры, условившись с ним, что впоследствии квартиру продаст и отдаст ему часть вырученной суммы — 1,5 млн рублей. Между ними был заключен договор, а также подписано соглашение о пользовании квартирой.

«Я подписала договор на 1,5 миллиона рублей, но на деле получила от него 500 тысяч рублей. За пользование ими в течение несколько лет, и за то, что он написал заявление на К., я и подписала договор о передаче ему одной четвертой части квартиры, — говорит Бегиева и добавляет, — Я думала, он помогает мне. Но он не мне помогал. Он планировал впоследствии забрать мою квартиру полностью, чем сейчас и занимается». 

В дальнейшем Ашхотов стал предлагать ей, чтобы она отписала ему свою квартиру полностью, и тогда он продал бы ее и забрал свою долю деньгами. Бегиева, по ее словам, отказалась. И тогда Ашхотов подделал документы и подал в суд о выселении ее с квартиры,  утверждает женщина.

Куда жаловаться?

Мадина Бегиева 11 февраля 2021 года обратилась к и. о. руководителя следственного отдела по городу Нальчик СУ СКР по КБР с заявлением, в котором просила «провести проверку и при наличии признаков мошенничества привлечь к ответственности Ашхотова, который предоставил в суд поддельные документы и пытается завладеть ее имуществом»..

Однако попытки Бегиевой добиться привлечения к уголовной ответственности Ашхотова, по ее словам,  в течение двух лет не приносят результата. Следственные органы Кабардино-Балкарии несколько раз выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии были отменены прокурором. По этому поводу адвокат Бегиевой, Николай Карачаев, пишет на имя прокурора Нальчика, обращая его внимание на волокиту, которую допускают следственные органы по данному делу.

С тремя миллионами в кармане?

Асланбек Ашхотов дал показания в суде, из которых следует, что в 2019 году Бегиева заняла у него 1,5 млн рублей сроком на один год, но в указанное время деньги вернуть не смогла. И вместо денег предложила ему долю в своей квартире. Он согласился, и между ними был заключен договор купли-продажи на эту долю в размере одной четвертой части квартиры, а также соглашение о порядке пользования квартирой.

Далее, как следует из показаний Ашхотова, в конце января 2021 года Бегиева предложила ему купить оставшиеся три четверти доли квартиры за 3 млн рублей. Тогда же, по его словам, были подписаны документы, представленные в суде. Деньги он передал наличкой, утверждает женщина.

Все это Бегиева называет ложью. Квартиру, по ее словам, она не продавала, документы не подписывала. Деньги он ей одолжил — 500 тысяч рублей.

26 октября Пятый Конституционный суд отменил решения по делу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

«Судьи Пятого Конституционного суда задали Ашхотову вопрос —  почему он для заключения сделки выбрал момент, когда Бегиева болела, они также спросили, всегда ли он ходит с тремя миллионами в кармане, и куда он хотел девать семью, лишив ее жилья», — рассказала женщина. На это ее оппонент, по словам Бегиевой, не нашелся, что ответить.

В настоящее время она записалась на прием к генералу Бачурину, руководителю ГУ МВД по СКФО, а также обратилась на Первый канал и направила туда все имеющиеся у нее документы.

"