Напомним, уже несколько месяцев в Промышленном районном суде рассматривается гражданский иск генеральной прокуратуры РФ об обращении в пользу государства имущества бывшего начальника контрольно-профилактического отдела ГИБДД Александра Аржанухина и его близких.
Сейчас на стадии следствия находится уголовное дело в отношении «банды ГИБДДшников», которых подозревают в реализации коррупционных схем.
Пока же уголовное дело не дошло до суда, Генпрокуратура РФ решила изъять приобретенное незаконным путем или за неподтвержденные доходы имущество экс-сотрудников ГИБДД и их родственников.
Был ли Краснодар?
На прошлом судебном заседании участники процесса обсуждали «жонглирование автомобилями»: у машин, записанных на близких Аржанухина, часто менялись собственники.
Про один из автомобилей вспомнили и в этот раз. Прокуратура предоставила суду протокол допроса бывшего владельца подержанной BMW X3.
На допросе он пояснил, что в 2019 году в Краснодаре продал его мужчине и женщине. Автомобиль оформляли там же на женщину, она представилась и показала свои документы, которые совпадают с данными «тещи» Аржанухина.
Женщина призналась, что последний раз была в Краснодаре лет 30 назад. А вот подпись в договоре купли-продажи похожа на ее, и данные, указанные в документе, совпадают с реальными.
В допросе также продавец пояснил, что продавал машину за 500 тысяч, это и была, на его взгляд, реальная стоимость авто.
Рассмотрение по существу
Далее суд перешел к рассмотрению дела по существу. Представители прокуратуры еще раз подтвердили, что поддерживают свои исковые требования в полном объеме.
То есть изъятие квартир, домов, машиномест, которые принадлежат саму Аржанухину, его матери, его гражданской супруге и ее матери. А также денежных средств за уже проданное ими имущество.
Адвокат Аржанухина заявил, что его подзащитный вины не признает и считает, что срок исковой давности пропущен.
Он также напомнил о пространном решении об изъятии в двойном объеме (прим. ред. первый объект был куплен за неподтвержденный доход, затем деньги с его продажи были вложены в приобретение другого объекта — прокуратура требует оба). Защитники остальных ответчиков тоже высказали свое несогласие с требованиями гособвинителя.
Далее началось оглашение письменных доказательств: справок о доходах всех лиц, имеющих отношения к делу, договоров купли-продажи, чеков от дорогих покупок и многого другого, что может доказывать или опровергать жизнь не по средствам Аржанухина и его родных.
Прения сторон
Первой к прениям приступила прокуратура. Ее представители привели подтвержденные суммы доходов ответчиков за более чем десятилетний срок и суммы их расходов по годам. По их словам, эта статистика доказывает невозможность накопления денег на новые крупные покупки.
Так, совокупный доход Аржанухина, его матери и гражданской супруги, по версии обвинения, составил более 10 миллионов за 13 лет — от 300 с лишним тысяч в 2009 году и до более чем миллионных годовых доходов во второй половине 2010-х.
При этом общая стоимость приобретенного ими имущества только в 2012 год превысила 6 миллионов. А за весь период сумма затрат составила почти 30 миллионов. Также, по мнению прокуратуры, все покупки совершались за счет Аржанухина, так как у остальных ответчиков не было законных значимых доходов в то время.
Второй прокурор отошел от цифр. Он рассказал, что Аржанухин вступил в конфликт интересов между службой и обществом. Не был честен и долго скрывал свои цели об обогащении себя и своей семьи.
«Все 27 наград, которые получил за 23 года службы Александр Аржанухин, перечеркиваются теми актами коррупции, которые он совершил», — заявил прокурор.
Также он обосновал, почему прокуратура имеет право изъять спорное имущество у лиц, которые изначально не должны отчитываться о доходах. Хотя адвокаты настаивали на том, что собственность родственников должна оставаться в их пользовании, а не обращаться в доход государства.
По словам прокурора, он надеялся получить пояснения и доказательства того, что Аржанухин действительно не покупал все имущество сам, но адвокаты, по его мнению, не смогли этого доказать. Также он обратил внимание на то, что в данном споре не может работать правило, согласно которому единственное жилье не может быть обращено в доход государства.
Уголовное в гражданском
Адвокат Аржанухина еще раз подчеркнул, что документы, представленные прокуратурой, по сути представляют собой лишь обрывки доказательств по уголовному делу, которое еще даже в суд не поступило. По его мнению, обвинение так и не предоставило документы, согласно которым в отношении родственников его подзащитного началась проверка, если они не входят в список людей, которые должны отчитываться по имуществу и доходам.
Защитник также долго разъяснял, почему в данной ситуации нельзя отбирать у родственников Аржанухина их единственное жилье. О самом бывшем ГИБДДшнике, к слову, речи не шло.
Адвокат также обратил внимание на то, что суд не принимал цветные копии документов от стороны защиты, при этом у прокуроров принимались в качестве письменных доказательств даже копии с копий без печатей, подтверждающих верность копии.
Сам Аржанухин был на заседании только по видеоконференцсвязи. Он признался, что слышал плохо своих оппонентов. Но его удивило, что в рамках гражданского иска прокуроры постоянно ссылаются на уголовное дело.
«Я признаю свою вину в инкриминируемых мне деяниях и сотрудничаю со следствием и прокуратурой. Но почти вся недвижимость моей семьи была куплена до 2015 года, а инкриминируемые мне деяния я совершал после 2015 года», — рассказал Аржанухин.
Непонятная математика
Далее в суде выступили защитники матери и гражданской жены экс-гибддшника.
Первый признался, что не понял математики прокуратуры, на основании которой доходы семьи оказались ощутимо меньше расходов. Его вопросы вызвали и причины, по которым обвинение хочет забрать у семьи «законные и подтвержденные доходы вместе с незаконными».
Второй юрист тоже не понял, почему прокуратура считает, что до встречи с Аржанухиным его гражданская супруга и ее мама не имели за душой ни копейки. То есть обвинение игнорирует их личные накопления за всю предыдущую жизнь.
Сама гражданская жена тоже выступила в прениях.
«Да, приобретено имущество примерно на 40 миллионов. Но прокуратура учитывает только деньги, полученные в качестве заработной платы. Не учтено много других официальных источников дохода, например, средства с продажи дома матери за городом», — рассказала Анна Александрова.
Девушка подчеркнула, что если суд удовлетворит требования прокуратуры, то на улице окажутся две пенсионерки и она сама с ребенком. То есть люди, у которых не будет больше возможности накопить хоть на какое-то жилье.
В конце стадии прений Аржанухин заявил, что хочет отправится на специальную военную операцию, чтобы заработать там на погашение долгов, в которые он втянул свою семью. Он уже подал заявление, однако признался, что пока находится в статусе обвиняемого, это маловероятный исход.
Выслушав мнения сторон, суд удовлетворил иск Генеральной прокуратуры частично, но по факту у семьи Аржанухина забрали почти все: дома, квартиры, земельные участки, парковочные места, а также 19 млн рублей за уже давно проданные объекты имущества.
Суд решил оставить только квартиру матери гражданской жены, а также признал законно купленной еще одну квартиру на улице Черниговской.