Posted 25 октября 2022, 06:23
Published 25 октября 2022, 06:23
Modified 25 октября 2022, 10:14
Updated 25 октября 2022, 10:14
Как следует из решения Кассационного суда, в апреле 2021 года в видеопубликации в соцсети Хадижа Гонгапшева из Чегема сообщила, что при оформлении ипотечного кредитного договора служащий банка потребовал откат в размере 400 тысяч рублей.
По данному факту следственные органы провели проверку и отказали в возбуждении уголовного дела.
После этого сотрудник банка обратился в суд с иском о защите чести и достоинства. Он потребовал, чтобы Гонгапшева опровергла свои слова.
В 2013 году Гонгапшева с отцом обратились в Кабардино-Балкарский филиал «Россельхозбанка» с просьбой о кредите на сумму 800 тысяч рублей. Деньги нужны были для завершения строительства дома. Как утверждает заемщица, начальник кредитного отдела предложил им вместо 800 тысяч рублей оформить кредит на 3 млн рублей. При этом он взял на себя подготовку пакета документов.
По словам женщины, свои услуги по оформлению документов банковский служащий оценил в 400 тысяч рублей. Гонгапшева сообщала, что отдала ему эту сумму из средств кредита.
Впоследствии, когда у семьи появились проблемы с возвращением средств, банк выставил их жилье на продажу. Дом был продан за 2 млн, хотя по оценкам специалистов, он стоит значительно дороже.
В настоящее время судебная тяжба из-за дома продолжается.
Решением Чегемского районного суда КБР от 13 декабря 2021 года, сведения, размещенные Гонгапшевой в соцсети, были признаны несоответствующими действительности, порочащими честь и достоинство банковского работника.
В качестве доказательства суд сослался на протокол осмотра нотариусом страницы адвоката Эльмурзаева в соцсети от 28 апреля 2021 года, где он предлагает посмотреть передачу журналиста Андрея Караулова на YouTube. В передаче Караулов рассказывал «об укрытом тяжком преступлении и запланированном выселении семьи Гонгапшевых из построенного ими дома». К делу также была приложена флеш-карта с видеозаписью беседы Гонгапшевой с адвокатом, в которой она рассказывает об обстоятельствах передачи денег банковскому работнику.
Решение районного суда оставил без изменения Верховный суд КБР. Пятый кассационный суд отменил указанные решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд сослался на нормы Конституции о свободе слова, а также на постановление Пленума Верховного Суда от 24 февраля 2005 года о том, что суды должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободой слова, с другой.
Суд также указывает, что следует отличать утверждения о фактах от оценочных суждений, ибо последние не являются предметом судебной защиты.
«Оценочные суждения об истце, даже если они носят обидный или провокационный характер, являются выражением субъективного мнения ..., в связи с чем распространение таких сведений в сети "Интернет" не может служить основанием для удовлетворения иска о защите чести, достоинства или деловой репутации», — говорится в решении суда.
Суд посчитал, что сказанное Гонгапшевой можно рассматривать как оценочное суждение, которое было дано во время диалога с адвокатом.
По мнению суда, возложенные на Гонгапшеву обязательства опровергнуть свои же высказывания нарушает ее право свободно выражать свое мнение, что противоречит Конституции РФ.