Енакиевский металлургический завод: мост до Луны, полет в космос и «Молох» Куприна

Енакиевский металлургический завод: мост до Луны, полет в космос и «Молох» Куприна

13 октября 2022, 10:01
Не одно поколение металлургов сменилось на старейшем предприятии Донбасса за 125 лет его существования. Завод всё это время был и остается кормильцем для тысяч горожан и их семей.

Собственно, город Енакиево самим фактом своего существования обязан металлургическому заводу. В истории ЕМЗ были взлеты и падения, но за век с четвертью он практически без остановок давал и давал металл, который тут же умельцы-металлурги превращали в рельсы и другую продукцию. Подсчитано, что рельс, проката, профиля, выпущенных заводом начиная с времён Российской империи, хватит, чтобы протянуть мост от Земли до Луны!

Кто такой Енакиев и почему его именем названы город и завод?

Отцом-основателем завода промышленного гиганта стал российский промышленник Фёдор Енакиев. Он родился в 1852 году в семье потомственных дворян. После того, как выучился на инженера, трудился на Николаевской железной дороге, соединяющей в то время Санкт-Петербург и Москву. Как же так получилось, что инженер-путеец занялся строительством завода? Согласитесь, дело-то нешуточное и весьма затратное.

Cherchez la femme — «ищите женщину» неспроста говорят французы. В 33-летнем возрасте в жизни Енакиева происходят счастливые перемены — он женится на дочери тайного советника Анне Винберг. Брак для него был удачен не только с точки зрения личного счастья, супружество принесло знакомство с влиятельным в финансовых кругах человеком — братом жены. Фёдор Енакиев решает оставить государственную службу и заняться бизнесом. Напомним, что Российская империя как раз (начиная с 1860-х годов) переживает вторую промышленную революцию — в государстве небывалыми темпами растет производство высококачественной стали, химикатов, строится сеть железных дорог, происходит электрификация.

Поскольку именно металл являлся основой промышленного бума, Енакиев, наладив связи в среде столичных финансистов, делает ставку на металлургию — он принимает решение строить завод на юге Российской империи, территории нынешнего Донбасса. Естественно для этого нужны немалые деньги. Промышленник совместно с бывшим коллегой инженером Министерства путей сообщения Болеславом Яворским находит двух инвесторов в Бельгии — Октава Неф-Орбана и Оскара Биэ. Вчетвером они учреждают Русско-Бельгийское металлургическое общество с основным капиталом 8 млн рублей. 2 июля 1895 года Кабинет министров утверждает устав этого общества, а всего два (!) года спустя, в ноябре 1897 года на новом заводе был уже выплавлен первый чугун. Завод, который получил название в честь Петра I — Петровский, стал одним из крупнейших на юге Российской империи.

«Документ об основании ЕМЗ в 1895 году. Музей истории ЕМЗ»

5 любопытных фактов о Фёдоре Енакиеве

  • Город Енакиево получил название в 1898 году, ещё при жизни своего основателя. Фёдору Енакиеву на тот момент было 46 лет.
  • В 1910 году Енакиев занимался разработкой проекта расширения Мариупольского морского порта, чтобы через него увеличить объем перевозок донецкого угля.
  • В 1911 году Фёдор Енакиев совместно с архитекторами Леонтием Бенуа и Марианом Перетятковичем предложил план перестройки Санкт-Петербурга — столицы Российской империи. Среди прочих предложений по преобразованию столицы был проект строительства в городе… метро. В работе приведено обоснование какие ветки должны быть запущены в первую очередь, расчёты финансовых затрат и чертежи. Напомним, что метрополитен в Северной Пальмире был открыт 44 года спустя, в 1955 году.
  • Труд Федора Енакиева «Задачи преобразования Петербурга», изданный в 1912 году на 80 страницах и сегодня изучается российскими градостроителями.
  • Несмотря на то, что основным местом проживания Федора Енакиева был Санкт-Петербург, он завещал похоронить себя в городе Енакиево. Промышленник умер в 1915 году, в возрасте 63 лет в подмосковном санатории. Родственники выполнили его последнюю волю.
«Обложка книги Ф. Е. Енакиева «Задачи преобразования Петербурга» и страница, на которой говорится о необходимости создания метрополитена в Петербурге».

Завод за два года в идеальном регионе

Почему же для строительства металлургического завода российский промышленник Фёдор Енакиев выбрал именно территорию нынешнего Донбасса? Оказывается, лучшего места было и не придумать: в Софиевке (ныне Карло-Марксово, в 5 км от Енакиево) — действующий каменноугольный рудник, близко находятся залежи железной руды, известняка и огнеупоров, неподалеку протекает река Садки, а для вывоза готовой продукции уже была действующая железная дорога. То есть все, что нужно для работы будущего завода оказалось сосредоточенным на одной небольшой территории. Немаловажным было и наличие рабочих кадров: ведь в Софиевке какое-то время работал небольшой опытный чугуноплавильный завод, поэтому были и люди, обладающие соответствующими навыками. Государственная комиссия приняла предприятие, отметив в акте: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна (295 тонн), с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конвертеров проектной мощностью 36000 пудов стали (590 тонн), двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов». Основным видом продукции нового метзавода в то время являлось производство железнодорожных рельс. С их сбытом проблем не было — в царской России активно развивалось железнодорожное строительство.

Сколько же получали работники завода за свой нелегкий труд? В музее завода хранится расчётная книжка рабочего Петровского (Енакиевского) завода Сергея Губина за март 1912 года. Общий заработок рабочего в то время составлял 18 рублей 35 копеек (около 19000 современных рублей). Из записи в книжке следует, что Губин задолжал в лавку 13 рублей и был за что-то оштрафован на 1 рубль. Кроме этого из его зарплаты вычли на церковь и «прочие вычеты», после чего рабочему на руки полагалось выдать 95 копеек.

«Купон акции с подписью Фёдора Енакиева».
«Профессия каталя была одной из самых тяжёлой на старом металлургическом заводе».

Любопытный факт

Почти полгода, с августа по декабрь 1896 года, на строящемся металлургическом заводе работал известный русский писатель Александр Куприн. Он служил заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Жизнь рабочих посёлка, который чуть позже назовут Енакиево, стала основой сюжета его повести «Молох». В этом художественном произведении Куприн описал так же и процесс изготовления рельс: «Каждую минуту громадный пылающий зев печи широко раскрывался, чтобы поглощать один за другим двадцатипудовые „пакеты“ раскаленной добела стали, только что вышедшие из пламенных печей. Через четверть часа они, протянувшись с страшным грохотом через десятки станков, уже складывались на другом конце мастерской длинными, гладкими, блестящими рельсами».

«Автор повести «Молох», известный русский писатель Александр Куприн несколько месяцев работал на строящемся металлургическом заводе в Енакиево».

11 спасительных миллионов от большевиков

С 1914 года для России началась эпоха социальных потрясений — Первая мировая война, две революции 1917 года, свержение царского режима, приход к власти большевиков… Все эти события неминуемо отразились на экономике государства. Напомним, что к началу Первой мировой войны Донбасс давал 67% всего производства чугуна в России, то есть был главным источником металла в стране. Однако в июле–октябре 1917 года выплавка чугуна на металлургических заводах Донбасса сократилась на 28% по сравнению с предыдущим годом. Дольше всех продержался Петровский (Енакиевский) металлургический завод, продолжая держать прежние показатели. В декабре 1917 года предприятие одним из первых было национализировано большевиками. Конечно, времена были непростые — завод едва не остановился полностью, поскольку рабочим было нечем платить. Спасением стали деньги большевиков, за которыми была отправлена, без особой надежды на успех, делегация с завода в Питер. «Каковы же были наши удивление и радость, когда через месяц делегаты приехали на завод и привезли с собой одиннадцать миллионов рублей!» — вспоминал о тех временах главный инженер предприятия Иван Павлович Бардин в своей автобиографичной книге «Жизнь инженера».

На фоне общей разрухи Енакиевский завод был единственным из всех южных заводов, который буквально чудом за время гражданской войны ни на один день не останавливал своего производства. Однако 3 мая 1923 года предприятие все же было остановлено на консервацию. Завод нуждался в капитальном ремонте, но финансировать реконструкцию молодое государство было не в состоянии. Предприятие вновь ожило только два года спустя — 21 сентября 1925 года были введены в работу доменные печи № 1 и № 6.

«Памятный знак в Енакиево, посвящённый обязательству металлургических заводов Донбасса (в их числе ЕМЗ) поставить за год 10 млн. пудов чёрного металла».

А вы знали?

  • В дореволюционный период на ЕМЗ по инициативе первого русского доменщика Михаила Курако была построена самая большая в Европе доменная печь.
  • Впервые в отечественной черной металлургии именно рабочие ЕМЗ добились восьмичасового рабочего дня.

Возрождённый из руин за 100 дней

За годы довоенных пятилеток (с 1929 до 1940 года) завод был реконструирован и расширен. Осенью 1931 года всего за 40 дней на ЕМЗ была построена первая в СССР разливочная машина — устройство для механизированной разливки жидкого чугуна из ковшей в изложницы, с дальнейшим охлаждением чугунных чушек и погрузкой их в железнодорожные вагоны.

Работу предприятия нарушило новое потрясение — Великая Отечественная война. Оборудование было эвакуировано на Урал, но сам завод оккупанты превратили в руины. После освобождения города в 1943 году, восстанавливать завод помогал весь Советский Союз. Со всех концов огромной страны ехала возрождать промышленность Донбасса молодежь. Поэтому уже через 100 дней после окончательного освобождения Енакиево от немецких войск метзавод был восстановлен и 23 декабря 1943 года дал первую плавку чугуна и приступил к изготовлению железнодорожных рельсов, в которых остро нуждалась страна. Металлурги, возобновив работу, помогали фронту — они отчислили более миллиона рублей на строительство танковой колонны «Енакиевский металлург».

Кстати

Над восстановлением Енакиевского металлургического завода шефствовал Кузнецкий металлургический комбинат. Рабочие Чусовского металлургического завода в те дни писали енакиевским металлургам: «Нами отгружено 55 вагонов необходимого вам оборудования… Восстановление Донбасса и, в частности, вашего завода — это наше общее дело, и мы сделаем все, чтобы оказать вам необходимую помощь».

«В годы Великой Отечественной войны 667 работников ЕМЗ отдали свои жизни в битве с немецко-фашистскими захватчиками».
«Заметка о восстановлении ЕМЗ в газете «Боевой путь» 373 стрелковой дивизии, январь 1944 год».

Как ЕМЗ был флагманом металлургии СССР

В послевоенные годы возрождающемуся из руин Советскому Союзу нужен был металл. Для этого на предприятии была проведена колоссальная работа по модернизации оборудования, совершенствованию технологии и организации производства в рельсобалочном цехе. Всего через четыре года после окончания Великой Отечественной войны предприятие по объемам производства вышло на довоенный уровень. Енакиевский металлургический завод не только наращивал производство, металлурги внедряли новшества, которые потом подхватывались предприятиями по всему Союзу и даже миру:

  • В 1949 году на ЕМЗ впервые в СССР была разработана новая технология отливки рельсовой стали в бессемеровских конвертерах, которая не уступала по своему качеству мартеновской (более дорогой в производстве). Спустя несколько лет это новшество было внедрено и на других заводах Советского Союза, что принесло стране миллионы рублей экономии. За эту разработку руководителю проекта Николаю Гончаренко и его команде в апреле 1952 года присвоена Сталинская (Государственная) премия СССР I степени за 1951 год.
  • В 1952 году на Енакиевском метзаводе впервые в мировой практике проведены промышленные плавки с обработкой металла перед разливкой под вакуумом в 15-тонных ковшах. По оценке академика И. П. Бардина этим была открыта новая страница в истории развития металлургии и положено начало создания новых процессов вакуумной металлургии. Вакуумирование металла вслед за енакиевцами стали внедрять на многих заводах страны.
«Памятная доска на проходной ЕМЗ, посвящённая награждению завода Орденом Трудового Красного Знамени 7 февраля 1966 года».

После распада СССР Енакиевский металлургический завод снова оказался в сложной ситуации. В связи с разрывом Украиной экономических связей со многими поставщиками сырья, материалов, энергоносителей и с потребителями готовой продукции произошёл резкий спад производства. Затем предприятие было приватизировано, в начале 2000-х вошло в состав частной компании «Метинвест» и постепенно ситуация выровнялась. В 2007 году даже состоялся торжественный пуск самой современной на Украине новой доменной печи № 5, однако былого расцвета времен СССР заводу все же достичь не удалось.

После распада СССР и разрыва экономических связей с Россией былого расцвета заводу достичь не удалось.

Что умеет ЕМЗ?

В настоящее время проектные мощности завода позволяют производить в год: 2,065 млн. тонн чугуна, 2,8 млн. тонн стали, 460,5 тыс. тонн проката в год. Что еще выпускает завод и для каких нужд?

  • Основными видами продукции ЕМЗ являются чугун товарный, непрерывнолитая заготовка, прокат для армирования железобетонных конструкций в прутках, фасонные профили.
  • Специальные профили, выпускаемые заводом, используются для строительства, судостроения, транспортного и общего машиностроения, горнодобывающей промышленности.
  • Двутавры применяются в крупнопанельном, промышленном и гражданском строительстве для перекрытий, колонных металлоконструкций, мостовых сооружений, опор и подвесных путей.
  • На данный момент ЕМЗ продолжает выпускать рельсы железнодорожные узкой колеи типа Р18. Эта продукция используется для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.
  • Завод — одно из немногих металлургических предприятий производит уникальный продукт — профили № 3 и № 3а для направляющих лифтов.

На круги своя

С началом войны в Донбассе ЕМЗ и его работникам снова пришлось несладко. В 2015 году из-за активных боевых действий завод, который находится на территории ДНР, останавливал работу на два месяца. Затем к постоянным обстрелам добавилась транспортная блокада, объявленная Украиной в 2017 году. Казалось бы, ситуация безвыходная, но плечо подставила Россия, благодаря ее братской помощи завод смог продолжить производство чугуна и стали. 21 февраля 2022 года произошло знаковое событие — Президент России Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой и Луганской Народных Республик. И уже пять месяцев спустя ЕМЗ впервые принял участие в международной выставке «Иннопром», которая проходила в начале июля в Екатеринбурге. В ходе выставки представители ЕМЗ подписали документы с крупным уральским предприятием на поставку продукции в больших объемах для производства вагонов и оборудования. Кроме того, состоялись предварительные переговоры с российскими судостроителями о поставках листового и специального профиля металла.

«Енакиевский металлургический завод — предприятие полного цикла. Металл разливается непрерывно на двух литейных машинах. На предприятиях комплекса трудится 22 тысячи человек, а из всей произведенной продукции можно построить мост до Луны. Сейчас основная задача металлургического комплекса — возрождение Донбасса. Все нужно восстанавливать, приводить в норму, здесь и понадобится наш металл, наши знания. Балки, арматурный прокат — все будет направлено на возрождение республики», — рассказал в интервью прессе представитель ЕМЗ на выставке Александр Коваленко.

Таким образом, круг замыкается — ЕМЗ, начавший свою историю на российской земле продолжает работу в тесном контакте с Россией.

«Продукция ЕМЗ поможет возрождению Донбасса»

Из ЕМЗ — к звёздам

Енакиевский металлургический завод славится не только металлом, но и людьми. Есть среди них те, чьи имена известны всему миру.

  • Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Георгий Береговой (15.04.1921 — 30.06.1995) детские и юношеские годы провел в Енакиево. На ЕМЗ он начинал свою трудовую биографию и именно здесь познакомился с одним из организаторов Енакиевского аэроклуба В. А. Бахтиным, который работал на заводе инженером. Так что любовь будущего космонавта к небу и полётам была выкована на ЕМЗ. 28 октября 1968 года с его именем на первой полосе вышли все газеты СССР: на орбиту был выведен космический корабль «Союз-3», пилотируемый Георгием Береговым. В этот же день бригада сталеваров Енакиевского металлургического завода зачислила прославленного земляка в свой коллектив как почетного сталевара.
«Георгий Береговой в конвертерном цехе ЕМЗ. Фото из архива музея истории ЕМЗ».

  • Именем металлурга и инженера Михаила Курако (1872-1920) названы улицы в Донецке, Енакиево, Краматорске, Магнитогорске, Мариуполе, Могилёве, Липецке. Он был одним из лучших специалистов не только во всей России, но и Европе. В 1913–1916 годах Курако работал на Енакиевском металлургическом заводе начальником доменного цеха. По тем временам в России было невиданным делом, чтобы цех возглавлял русский, такие должности занимали исключительно иностранные специалисты. Металлург усовершенствовал конструкцию доменной печи и технологию доменного процесса. В начале XX века Михаил Курако организовал первую в России школу доменщиков, которая стала ведущим центром обучения будущих металлургов.
«Памятник Михаилу Курако на территории ЕМЗ»
«Граффити с портретом Михаила Курако в Новокузнецке по адресу ул. Кирова, 5».

  • С 1 сентября 1924 года в Енакиево издаётся заводская общественная газета «За металл». Примечательно, что на протяжении двух лет — в 1958 и 1959 годах — литературным сотрудником (так в то время называли корреспондентов) в редакции газеты трудился 23-летний Михаил Пляцковский (2.11.1935- 01.1991). Позже он станет известным поэтом-песенником и его имя прогремит на весь Советский Союз. Именно он является автором хитов, которые исполняются по сей день: «Чему учат в школе», «От улыбки хмурый день светлей» (из мультфильма «Крошка Енот»), «Увезу тебя я в тундру», «Крыша дома твоего», «Ягода-малина», «Мамины глаза», «Через две зимы», «Маленький кораблик» и многих других. Песни на его стихи звучали в исполнении Евгения Мартынова, Валентины Толкуновой, Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, Эдуарда Хиля, Тамары Миансаровой.
«Мемориальная доска, посвященная работе Михаила Пляцковского в редакции газеты ЕМЗ «За металл».

#Видео #Общество #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь