Posted 29 сентября 2022, 11:39

Published 29 сентября 2022, 11:39

Modified 16 октября 2022, 19:28

Updated 16 октября 2022, 19:28

Драки с таксистами и стирки в реке: что происходит на границе с Грузией

29 сентября 2022, 11:39
Уже неделю на границе России и Грузии стоит многокилометровая пробка из тех, кто решил выехать после объявления частичной мобилизации. С какими трудностями столкнулись люди, что делают местные власти и зачем там организовали работу военкомата, читайте в материале NewsTracker.

Граница с Грузией всегда была многолюдна, особенно в праздничные дни, такие как Новый год или длинные выходные в мае. Здесь можно было простоять в пробке до восьми часов. Но то, что происходит на пункте пропуска «Верхний Ларс» с 21 сентября, назвать пробкой нельзя. Это скорее стоянка машин со всей России. Огромная очередь из нескольких тысяч автомобилей образовалась за три дня после объявления о частичной мобилизации в России.

Первые дни

Как и в начале марта, когда в России началась первая волна отъездов из страны, очереди из желающих уехать стали образовываться на границах тех стран, с которыми действует безвизовый режим. Среди них оказалась и Грузия. Были и те, кто отправился в Тбилиси по воздуху, но билеты быстро закончились, а цена на предстоящие рейсы выросла в несколько раз и составила порядка 100 тысяч рублей. Поэтому для большинства альтернативой стал пункт пропуска «Верхний Ларс» в Северной Осетии. И если первые сутки таможенное управление сообщало о примерно 600 машинах, ожидающих регистрации, то уже 23 сентября их уже было почти 1000. И с каждым днем число кратно увеличивалось. Примерно такая же ситуация наблюдалась 21 и 22 сентября и на границе с Финляндией, Латвией, Казахстаном и Монголией. Очевидцы и те, кто стоял в очереди, сообщали о медленном продвижении и плохой работе пограничников.

К 25 числу ситуация стала резко ухудшаться. Количество автомобилей выросло до трех тысяч, люди стали сообщать о проблемах с водой, едой и бензином. Кроме того, слухи о закрытии границы грузинской стороной спровоцировали панику в пробке, некоторые стали бросать машины и идти к границе пешком.

Бизнес по-осетински

Участок дороги на котором располагается пункт пропуска представляет собой узкую дорогу вдоль реки. Здесь нет ни кафе, ни гостиниц, ни даже туалетов. Вся цивилизация заканчивается примерно за 15 километров до границы. И если в обычное время простоять пять или шесть часов не составляет особого труда, имея запасы воды и еды, то сейчас люди столкнулись с тем, что негде взять продукты, справить нужду и согреться ночами, так как приходится экономить бензин.

На этом фоне в созданных Telegram-каналах и пабликах в соцсетях стали появляться объявления о продаже самокатов и велосипедов, стоимость которых превышала в несколько раз цену на такие же в магазине. А нужны они для того, чтобы перейти границу, так как пункт предназначен только для транспорта, в том числе и для двухколесного не моторного, и не предполагает пешего движения. Люди, многие из которых приехали к границе на такси из Владикавказа, были готовы купить все и по любой цене. Уже на следующий день в крупных сетевых спортивных магазинов нельзя было приобрести никакой велотранспорт. По словам продавцов, «все уже раскуплено».

Еще одним очень выгодным бизнесом для местных жителей стало такси. Так, цена из Владикавказа до границы выросла до 10 тысяч рублей у частных извозчиков, а у агрегаторов подача машины занимала несколько часов.

Были и те, кто набирал в аэропорте целые группы и вез их до начала пробки. Такая услуга стоила от тысячи до трех. За отдельную плату можно было добраться прямо до КПП, но здесь цена была уже индивидуальной. Люди, которые воспользовались услугами таких водителей, рассказали, что отдали 50 тысяч рублей с одного человека. Однако, очень скоро и за такие деньги этого сделать было нельзя, так как простоявшие в пробке на тот момент несколько суток люди отказывались пропускать местных «бомбил».

Некоторые из пытавшихся выехать рассказали, что подобные услуги оказывали и сотрудники ГИБДД за определенное вознаграждение. В соцсетях даже появилось несколько роликов, на которых мужчина, находясь в автобусе, собирает деньги с пассажиров и утверждает, что они предназначены для правоохранителей. В пресс-службе МВД Северной Осетии опровергли эту информацию и назвали ее не соответствующей действительности. Однако в среду днем стало известно, что ФСБ все же задержали нескольких полицейских, среди которых были и прикомандированные из других регионов.

Реакция властей

К удивлению многих, в том числе и стоящих в пробке, местные власти сначала никак не отреагировали на увеличение количества людей на границе. Единственное, что было предпринято — в начале затора в районе села Эзми выставили дополнительный экипаж ГИБДД, который должен был регулировать поток машин.

И лишь 27 сентября, спустя 6 дней, глава Северной Осетии Сергей Меняйло провел экстренное совещание в правительстве, на котором были приняты меры по наведению порядка на границе. Так, пункт пропуска посетил министр внутренних дел республики и делегация из МВД, после чего пограничники разрешили пересекать границу пешком, что в свою очередь спровоцировало новые очереди, но уже из пешеходов. Многие стали оставлять машины прямо на проезжей части и идти своим ходом. В некоторых форумах и пабликах даже стали появляться объявления о продаже машин, находящихся в пробке.

Еще одним шагом, неожиданным для выезжающим из России, стало открытие на пункте пропуска отделения военного комиссариата Владикавказа. По словам заместителя военкома республики, это было сделано для того, чтобы «граждане призывного возраста, попадающие под частичную мобилизацию, своевременно получили повестки». Подобная новость вызвала откровенную панику, и некоторые даже стали разворачиваться и пытаться уехать в сторону Владикавказа.

На протяжении всей недели в соцсетях не прекращалась критика властей как Северной Осетии, так и администрации Владикавказского муниципального образования, в чьем ведении находится дорога. Местные жители все сильнее начинают возмущаться невозможностью проехать по трассе в села, расположенные рядом, горами из мусора, возникающими стихийно на обочинах, и «непереносимым запахом общественного туалета».

Лишь на следующий день после экстренного совещания, 28 сентября, глава Северной Осетии распорядился ввести трех районах республики режим повышенной готовности, который включает в себя ограничение на въезд транспорта из других регионов. Кроме того, для тех, кто находится в транзитной зоне, будет организован подвоз питания, воды и медицинской помощи. Однако, даже такие шаги, по словам самого Меняйло, вряд ли помогут.

«Огромное количество транзитного транспорта, многокилометровые очереди на пункте пропуска „Верхний Ларс“. Только за последние двое суток в Грузию через наш участок границы въехало больше 20 тысяч человек! Мы чисто физически не сможем обеспечить порядок и безопасность, если этот поток будет нарастать», — заявил глава региона.

Стоит отметить, что если бы не волонтеры и просто небезразличные жители республики и соседних регионов, например, Ингушетии, которые безвозмездно на протяжении последних трех дней привозили сюда еду, воду и предметы личной гигиены, то ситуация на дороге явно бы была еще хуже.

Холод и отсутствие воды: что говорят те, кто стоит на границе

На данный момент пробка на «Верхнем Ларсе» растянулась примерно на 20 километров, а количество машин превышает 5,5 тысячи. Что делать дальше, судя по всему, местные власти не знают до сих пор. В похожей ситуации и те, кто уже несколько суток пробивается к грузинской границе. По словам тех, кому удалось уже пересечь границу, обстановка там ничем не лучше. Корреспонденту NewsTracker удалось пообщаться с теми, кто в данный момент ждет своей очереди на регистрацию в пункте пропуска, и теми, кто находится в Грузии.

К последним относится Николай, который прилетел из Ижевска и добрался до КПП на такси. По нынешним меркам он достаточно быстро прошел границу — всего двое суток.

«Такси стоило 750 рублей. Еще на подъезде таксист меня отговаривал, мол, там уже и так много людей. Прямо к КПП его не пустили, и он высадил меня где-то метров за 500-600. Я решил, что быстро их пройду, но не тут-то было. Подсел к каким-то ребятам в машину и стал ждать. Так прошли сутки, и я понял, что так еще долго буду здесь. Купил у какого-то походу местного мужика велосипед за 20 тысяч и поехал. Пограничники наши очень спокойно себя ведут, вопросов каких-то каверзных не задавали, стандартно все. Мне казалось, что теперь все позади, и я свободен. Но оказывается, есть еще и нейтральная зона. Вот там ужас настоящий. Людей много, связи нет, воды и еды нет, туалетов нет, а там все вместе — женщины, дети, мужчины. Ходи, куда хочешь. Так еще сутки прошли. Грузины встречают как обычно с улыбкой. Очень удивился этому», — поделился собеседник. Он рассказал, что находится в Тбилиси, там остановился у друзей. «Говорят, что квартиру искать без вариантов, их просто нет, а те, что свободны, — ценник начинается от 1000 долларов. Но ничего, все уже позади», — добавил Николай.

Семья из четырех человек, с которой пообщался корреспондент издания, все еще в очереди к пункту пропуска. Ольга, ее муж и двое детей приехали на своей машине из Краснодара. Стоят в пробке с 23 сентября. За это время они уже успели переболеть, подраться с таксистами, стирать одежду в реке и выжечь весь бензин, чтобы согреться ночью.

«Вообще не думали, что так будет. Мы много раз ездили в Грузию, всегда без происшествий. Казалось, что так будет и в этот раз. Мы приехали примерно в обед 23 сентября, и казалось, что пройдем все быстро. Даже видели КПП и людей на них. Но оказалось, что мы очень далеко: проезжали в день метров по 30-40. Примерно через сутки у нас закончилась вода и муж отправился на ее поиски. Ему какой-то мужчина дал две полторашки минералки. Они также быстро закончились, но теперь ее пришлось покупать. Какой-то таксист продал пять литров питьевой воды за 600 рублей. А что делать? Купили, у нас дети. Ночью здесь очень холодно и приходится греться заводя двигатель. Так у нас закончился бензин, и мы заболели. Сначала я, потом муж и дети, у них была температура 39. Слава богу, есть таблетки. А потом муж и соседи по пробке подрались с таксистом, который пытался вклиниться в очередь. Еще я стирала одежду в реке и сушила ее на ветру. В общем, приключения на всю жизнь запомнятся. Что делать дальше, даже не знаем. Если не достанем бензин, то продадим машину прямо тут, их готовы купить местные за мизерные деньги, и пойдем пешком», — рассказала женщина.

В настоящий момент ни правительство Северной Осетии, ни сами люди до конца не понимают, что делать дальше. Некоторые, кто отчаялся и устал стоять в пробке, пытаются возвращаться назад, что сделать практически невозможно, так как дорога забита в обоих направлениях. Другие готовы, несмотря ни на что, дойти до пункта пропуска и оказаться в Грузии. Ближе к вечеру 28 сентября стала появляться информация, что машин постепенно становится меньше, но в соцсетях пишут, что несмотря даже на такую катастрофическую ситуацию, в направлении границы продолжают приезжать все новые и новые автомобили, автобусы и велосипедисты.

Подпишитесь