Posted 28 сентября 2022, 12:40
Published 28 сентября 2022, 12:40
Modified 28 октября 2022, 09:31
Updated 28 октября 2022, 09:31
Сотрудники межрайонной налоговой инспекции № 12 (МРИ) управления ФНС по Ставропольскому краю обратились в NewsTracker с рассказом о том, как изменилась их работа в последние месяцы. Все началось с того, что Федеральная налоговая служба в рамках пакета мер по поддержанию экономической и социальной стабильности в связи с санкциями ввела новые правила. Теперь сроки проведения камеральных проверок (то есть проверок без выезда на место) существенно сократились. Вместо трех месяцев на проведение проверки отводится 10-15 дней.
Это значит, что все проверки деклараций граждан по форме 3-НДФЛ теперь нужно проводить в несколько раз быстрее. Это те самые декларации, по которым люди получают налоговые вычеты — при покупке квартиры, дорогостоящем лечении, оплате учебы, а с недавних пор и при оплате фитнес-зала. Ежегодно налоговые инспекции получают тысячи таких документов. Новые правила сделали их корректную проверку практически невозможной, утверждают налоговики.
В таком авральном режиме сотрудники ФНС работают уже несколько месяцев. В руководстве ведомства понимают, что специалисты не справляются, поэтому региональным управлениям в конце зимы-начале весны разослали рекомендацию о том, как нужно организовать работу. В инспекциях посоветовали создать «рабочие группы», в которые включили сотрудников из других отделов. Все вместе они должны проверять декларации.
Сотрудница МРИ № 12 на условиях анонимности рассказала NewsTracker, что в их инспекции тоже создали такую «рабочую группу». Но показатели все равно хромают.
«Самый пик [подачи деклараций] идет на февраль — июнь, когда плательщики подают декларации на возмещение имущественного вычета. Декларации проверяются на правомерность. Далее, если это правомерно, сумма возвращается. В связи с тем, что сроки были уменьшены от трех месяцев до 10-15 дней, инспекция своими сотрудниками, которые занимаются именно такими проверками, никак не может проверить такой объем. Поэтому во всех инспекциях было рекомендовано организовать рабочие группы, компетентные в проверке этих деклараций. От того, сколько проверок приходится на инспекторов, зависит рейтинговый балл руководителя и всей инспекции. Это держалось на контроле управления ФНС», — рассказала сотрудница.
По словам собеседницы, показатели эффективности у МРИ № 12 постоянно отставали. Тогда начальник инспекции Анатолий Кузнецов придумал ставить план: каждому члену «рабочей группы» проверять не меньше 30 деклараций в день. Сотрудники говорят, что физически это, конечно, можно сделать. Но тогда не избежать ошибок.
«С момента создания группа проверила более 16 тысяч деклараций. Кузнецовым была установлена для подчиненных норма, согласно которой каждый инспектор должен был проверить 30 деклараций в день. Данное обстоятельство негативно сказалось на качестве проводимых проверок. Члены рабочей группы возмещали НДФЛ лицам, которые не имели право получать вычет, что привело к нанесению существенного ущерба бюджету. По данному факту в настоящее время в МРИ № 12 проводится служебная проверка, которой установлено, что более 30% из возмещенных инспекцией налоговых вычетов осуществлены необоснованно», — рассказал источник в правоохранительных органах.
Таким образом специалисты оказались «стахановцами поневоле». Чтобы выполнить приказ начальства, они вынуждены проверять горы деклараций каждый день. Качество камеральных проверок при этом неизбежно падает. Как результат — бюджет несет убытки из-за неправомерных выплат.
По словам сотрудницы инспекции, стремление начальника Анатолия Кузнецова выполнить план во что бы то ни было объясняется просто: если вся инспекция, а значит, и он лично достигнет поставленных показателей, он получит премию. А вот если выявляют ошибки, то отвечать уже будет не начальник, а лично сотрудник, допустивший неправомерный налоговый возврат.
«Из многолетнего опыта следует, что установленная Кузнецовым норма проверок является многократно завышенным показателем, который невозможно выполнить качественно и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, рядовые инспекторы оказываются в положении между молотом и наковальней. С одной стороны, они несут персональную ответственность за качество проводимых проверок, с другой стороны, они вынуждены выполнять указания своего руководителя, который за нарушение сроков проверок лишает их премий. При этом Кузнецов является лицом, заинтересованным в проведении максимально возможного количества проверок в сжатые сроки, так как от этого зависят рейтинговое место инспекции и возможности его карьерного роста», — рассказала собеседница агентства.
По словам сотрудницы налоговой службы, осуществить возврат неправомерно уплаченных средств в бюджет гораздо сложнее, чем выплатить их гражданину. Для этого необходимо обращаться в суд. А это означает еще больше финансовых и трудозатрат.
«От указаний Кузнецова пострадают рядовые сотрудники, которые в принципе выполняли свою работу. Им уже деваться некуда. Он либо обязаны исполнить эти проверки, либо их ждет увольнение или другое наказание. При этом Анатолий Васильевич не несет никакой ответственности за нарушения», — говорит собеседница.
По словам источника, сотрудники, которые понимают, что сложившаяся ситуация неправильная, неоднократно обращались к Кузнецову с просьбой прекратить бессмысленную гонку за результатом. Но в ответ начальник лишь предлагал им работать в свои выходные и сулил премии. Правда, за полгода работы на износ премий никому особо не прибавилось, сообщила сотрудница инспекции.
Сам начальник МРИ № 12 Анатолий Кузнецов в разговоре с корреспондентом NewsTracker опроверг все доводы сотрудницы. По его словам, нагрузка на специалистов не увеличилась.
«Нагрузка остается прежней, поскольку количество налогоплательщиков не меняется. Проблем с этим у нас нет. Нагрузка не увеличивалась, камеральные проверки проводятся в штатном режиме. Да, сократились сроки проверок. Но инспекция прикомандировала сотрудников. Мы стараемся не нарушать сроков. Те, кто говорят вам, что ситуация тяжелая, они вводят вас в заблуждение и занимаются, скажем так, политикой. Я даже знаю, кто это вам сообщил, они поступают непорядочно. По этим жалобам были проверки, проверяли правоохранительные органы, ФСБ. Чем они закончились — я вам сказать не могу, они под грифом „ДСП“ („Для служебного пользования“ — прим. ред.). Более того, я вам скажу, что информация о количестве камеральных проверок тоже является налоговой тайной», — сказал Кузнецов.
Ранее стало известно, что Кузнецов не чурается кумовства. По информации источника, он устроил на работу в возглавляемую им инспекцию нескольких родственников. При этом места для них освобождались путем увольнений прежних сотрудников.
По меньшей мере 17 специалистов МРИ ФНС России № 12 получили работу благодаря связям с Кузнецовым, утверждает источник агентства. Вот лишь некоторые из них: заместитель начальника инспекции Алексей Скориков, начальник отдела оперативного контроля Александр Скориков, государственный налоговый инспектор Ангелина Кузнецова и главный государственный налоговый инспектор Раиса Кузнецова, начальник отдела камеральных проверок Иван Кузнецов. По мнению собеседника, все эти люди — родственники начальника инспекции Анатолия Кузнецова.
Сам начальник инспекции это категорически отрицает. По словам Кузнецова, все эти люди никак с ним не связаны, кроме профессиональных отношений.
Кроме того, стало известно, что Кузнецов, его мать, бывшая супруга и дочери являются обладателями обширных владений — недвижимости, земли, коммерческих объектов — в Ставропольском крае, Москве и Карачаево-Черкесии. Объяснить происхождение этих богатств Кузнецов, который все последние годы работает на госслужбе, не смог.