Согласно официальной статистики, только за июль цены в России снизились на 0,39%. Продукты стали дешевле на полтора процента, а непродовольственные товары упали в цене на 0,44%.
С продуктами ситуация выглядит логично, так как сейчас период сбора урожая, поэтому стоимость сезонных овощей и фруктов снижается.
Тогда как у непродовольственных товаров, например, телефонов или носков, нет фактора сезонности, поэтому цены на них зависят от других показателей. Те же проблемы с логистикой никуда не делись, что может спровоцировать очередной рост цен.
К примеру, в минувшем году примерно 75% непродовольственных товаров были импортными и завозились в нашу страну при помощи контейнеров.
По словам коммерческого директора компании AKFA Алексея Чернышева, контейнеры так популярны из-за простоты перегрузки с одного транспорта на другой. Вместительную тару можно перевозить по морю, после чего перемещать на железнодорожном составе и доставлять товар до клиента в обычном грузовике со стандартной грузовой платформой.
«В случае мультимодальных перевозок это очень удобная вещь. Особенно актуальны контейнеры на международных перевозках и при доставке в некоторые регионы России», — уточнил Чернышев.
Но эксперты заявляют, что существует угроза дефицита контейнеров.
Российский производитель контейнеров «РМ Рейл» уверен, что организациям из РФ после окончательного ухода зарубежных игроков потребуются 350 тысяч контейнеров. Их увозят из страны и не возвращают.
Только 29% контейнерного парка в России принадлежит отечественным собственникам. Издание пишет, что контейнеры не возвращают из-за просевшего импорта в Россию. А вся эта ситуация влияет на тарифы грузоперевозок.
«В 2019 году ставка по маршруту Китай — Владивосток для 40-футового контейнера составляла 1,2 тысячи долларов. Сейчас она достигает восьми тысяч долларов. Стоимость логистики будут закладывать в себестоимость товаров, что повлечет за собой повышение цен», — считает соучредитель Группы Компаний «СЛК» Дмитрий Аржаных.
Он добавил, что есть альтернативные способы доставки, в том числе автомобильным транспортом. Это будет даже быстрее, но только цена окажется выше. По его словам, стоимость перевозки из Китая до Москвы на грузовике составляет 20 тысяч долларов. Транспортировка же товара в контейнерах по железной дороге или морю, обойдется в 13 тысяч долларов.
Плюс не стоит забывать, что проезд через границу зачастую чреват большими очередями с многокилометровыми пробками. Можно также воспользоваться доставкой авиатранспортом, но это будет еще дороже. Это подходит для дорогих и небольших партий товара, а также в случае срочной доставки.
Впрочем, основатель логистической компании «РОКОТТ Транс» Егор Тарасов опасений коллеги не разделяет и считает, что с контейнерами проблем не будет.
Поддерживает его и создатель проекта N.TransLab Мария Никитина, уверяя, что стоимость контейнерных перевозок составляет лишь малую часть от цены товара. По ее словам, рост цен может произойти только в случае дефицита определенных товаров.
«Если Россия останется без контейнеров, не повезет потребителям. Ведь товары подорожают из-за роста тарифов на перевозку. Тогда начнется долгий мучительный процесс импортозамещения», — пишет издание.
Сейчас же лидером по выпуску контейнеров является Китай, мощность производства достигает 400 тысяч единиц в месяц. Россия пока собирает по 12 тысяч контейнеров в год.