Posted 9 августа 2022, 10:58
Published 9 августа 2022, 10:58
Modified 16 октября 2022, 19:31
Updated 16 октября 2022, 19:31
Ставропольчанин Роман Иваненко рассказал NewsTracker, что 25 июля возвращался на своем автомобиле из Грузии, где он отдыхал с семьей, в Россию.
«При выезде из России в Грузию мы простояли 12 часов. Работало всего три КПП, а машин было очень много. Образовалась пробка. Некоторые автомашины, как правило, с номерами 15-го региона, проезжали без очереди. Их почему-то пропускали. Видимо, у них какая-то своя договоренность. В пробке при этом были пассажиры с детьми. Ни туалетов, ни мест, где бы можно было перекусить, здесь нет», — рассказал Иваненко.
По его словам, возвращаясь из Грузии, он также долго простоял на КПП. «За три-четыре часа мы продвигались на 50 метров. Одна из причин — частые пересменки. Работающих КПП также явно недостаточно», — считает житель Ставрополя.
Проезжающие через Верхний Ларс создали страницу ВКонтакте и обмениваются информацией о ситуации на КПП. Во вторник там появилось сообщение, что положение пока не изменилось. Пробки не уменьшаются.
Ситуацию на ПП Верхний Ларс по просьбе редакции прокомментировала пресс-служба Северо-Кавказского таможенного управления.
Перегруженность
Как отметили в пресс-службе, в настоящее время Верхний Ларс является одним из самых загруженных пунктов пропуска через государственную границу. Это единственный действующий сухопутный погранпереход, связывающий Россию с Арменией и Грузией, а также основной логистический маршрут между Россией и другими странами ближнего и дальнего зарубежья. Каждую минуту границу пересекают по одному легковому автомобилю на въезд и на выезд, а также каждые две минуты — по одному грузовому на въезд и на выезд.
Пункт пропуска востребован как для грузовых перевозчиков, так и для физических лиц. После снятия с 18 мая ограничений на поездки в Грузию вырос туристический поток. Все это способствует образованию очередей на границе, пояснила пресс-служба ведомства.
В ответе подчеркнули, что гражданами очень часто ошибочно применяется термин «таможня» по отношению ко всем службам на МАПП «Верхний Ларс» и на прилегающих территориях. Это одно из самых распространенных на сегодняшний день заблуждений. По факту, таможня является одним из нескольких государственных органов, проводящих контроль в пункте пропуска. Она проверяет ввозимые в РФ и вывозимые из страны товары, грузы, транспортные средства и прочее. Это делает пост Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни.
Там же ведется пограничный контроль, который включает проверку документов на право въезда в РФ или выезда из страны физических лиц, досмотр транспортных средств. Этим занимается Пограничное управление ФСБ России по РСО-Алания.
При этом в Погрануправлении ФСБ России по РСО-Алании NewsTracker ответили, что они никого не задерживают. «Вопрос о пробках не к нам. Мы никого не задерживаем. Вся проверка нашей службы занимает несколько минут», — ответил представитель ведомства.
На пункте также работают ГИБДД, МЧС, санитарно-карантинная, ветеринарная и фитосанитарная службы Россельхознадзора и Роспотребнадзора, пояснили в таможенном управлении.
Почему стоят так долго?
В пресс-службе сообщили, что общий период простоя на пункте пропуска с начала текущего года составил более 40 суток. Этому способствовал ряд причин. В частности, сложные климатические условия, характерные для высокогорья, такие как камнепады, сход селя и другие.
На образование очередей влияет и пропускная способность пункта. Так, при проектной пропускной способности в 170 грузовых, 200 легковых и 30 автобусов в сутки, фактическая нагрузка на Верхний Ларс в настоящее время составляет в среднем 890 грузовых и 2833 легковых машин в сутки. Это превышает проектную пропускную способность в 5,2 раза по грузовому и в 14 раз по легковому транспорту, а с момента снятия ограничений на перемещение физических лиц — в 17, 3 раза.
«Гражданам, планирующим поездку в Грузию, а также в Турцию, Армению, Азербайджан, необходимо учитывать, что пропускная способность пункта пропуска ограничена», — отметили в пресс-службе.
Для ускорения движения большегрузных транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, используются три дополнительные стоянки — одна на выезд (на 170 мест) и две на въезд (на 300 мест). Парковки расположены вне границ пункта пропуска Верхний Ларс.
С 11 июля по направлению на выезд из РФ для легкового автотранспорта введено 12 дополнительных полос движения. Таможенное управление инициировало строительство такого же количества полос на въезд.
В пресс-службе также сообщили, что с февраля 2021 года на пункте пропуска Верхний Ларс «Росгранстроем» проводится реконструкция. В соответствии с проектом будет введено в эксплуатацию 39 полос, в том числе две полосы для автобусов на въезд и выезд, 24 полосы для легковых машин — 12 на въезд, столько же на выезд, 13 полос для грузовых автомобилей — 6 на въезд, 7 на выезд.
Кроме этого, увеличено количество сотрудников таможенного поста, ежемесячно прикомандировываются работники таможни из других регионов.
В перспективе на пункте Верхний Ларс планируется введение электронной очереди. В качестве дополнительных мер легковой и пассажирский транспорт пропускают в приоритетном порядке.
«Актуальная информация об очередях размещена на официальном сайте Северо-Кавказского таможенного управления. Также на сайте можно просмотреть изображения с web-камер в режиме реального времени. Видеоизображение поступает на сайт системы видеонаблюдения», — пояснили в пресс-службе ведомства.