Профессиональным сообществом, лидерами партий, ФАС, региональными политиками говорится о последствиях, которые негативно скажутся на экономике, бизнесе и людях.
Как сообщает karelinform.ru, в случае, если законопроект дойдет до финального голосования и будет принят, частная компания-оператор окажется обладателем эксклюзивных прав на размещение цифровой наружной рекламы где угодно, даже на объектах культурного наследия. При этом отсутствуют какие-либо ограничения размера платы за ее услуги. За единым оператором также закрепляется ответственность за то, что значится в размещаемых объявлениях частных лиц.
До этого главам регионов предоставлялась возможность оказывать непосредственное влияние на то, как размещается наружная реклама. Внимание при этом уделялось в том числе географическим и архитектурным особенностям, присущим населенным пунктам. А после принятия закона абсолютно все, начиная с выбора мест, где будут установлены новые щиты, и до того, о чем там будет говориться, окажется сосредоточенным в руках частной компании со столичной, скорее всего, пропиской. То есть фактически наступит конец рынку наружной рекламы в Ставропольском крае, а региональный бюджет окажется без немалой части доходов. Кроме того, это приведет к ослаблению позиции губернатора Владимира Владимирова.
О своем отношении к данному законопроекту уже рассказали представители Федеральной антимонопольной службы. Как считает заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова, возникновение единого оператора чревато тем, что он может воспользоваться своим положением в ущерб другим участникам рынка, поскольку на частную компанию возлагаются функции, свойственные хозяйствующему субъекту и государственному органу. Налицо противоречие с антимонопольным законодательством.
Помимо того, законопроект обходит стороной вопрос, как должна выстраиваться ценовая политика единым оператором. Его не будут сдерживать законодательство, регламентирующее культурное наследие, и ГОСТы, которых должна придерживаться наружная реклама. Встает вопрос и об обнаруженных специалистами ведомства в тексте документа «неконкурентных процедурах». Согласно им, оператор имеет право, минуя торги, выходить на длительные контракты сроком до 30 лет. Это закрывает доступ на этот рынок малому и среднему бизнесу.
Мнение, на котором сходятся все эксперты: с принятием этого закона главы регионов теряют некоторые политические полномочия в управлении медиасредой в сфере наружной рекламы.
Депутаты также говорят об однозначной позиции: нельзя принимать в таком виде законопроект. По данным, озвученным лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, который назвал эту тему «очень большой и острой», фракция голосовала против, поскольку такой закон чреват монополией на рынке рекламы. На улице могут оказаться десятки тысяч жителей страны. Может быть испорчен внешний облик российских городов. Не говоря уже об интересах частных лиц, использующих сайты объявлений. Председателем Комитета Госдумы по защите конкуренции, членом «Справедливой России» Валерием Гартунгом было сделано предложение снять законопроект с рассмотрения, чтобы страна не осталась без рынка рекламы.
По мнению, озвученному руководителем ЛДПР Леонидом Слуцким, при реализации на практике нового закона вынуждены будут закрыться десятки компаний, занимающиеся наружной рекламой. По словам депутатов фракции, нельзя принимать закон, результатом которого станет неестественная монополия.
По мнению члена фракции КПРФ Николая Арефьева, отсутствует какая-либо связь между данным законом и тем, что он будет обеспечивать национальную безопасность РФ. Со стороны автора документа не было приведено ни одного примера размещения баннера с содержанием, которое бы не соответствовало интересам страны.