«Сервиса не было и нет». Ставрополье оказалось не готово к наплыву туристов

8 июля 2022, 12:28
Изоляция России естественным образом привела к наплыву туристов на внутренние курорты. Успевают ли подготовиться к росту прибыли туроператоры Ставрополья, разбирался корреспондент NewsTracker.

Куда россияне поедут отдыхать

Туристический рынок России почти вернулся к допандемийному уровню. По итогам прошлого года зарегистрировано 110 миллионов поездок по стране, по данным издания «Бизнес-Вектор». Обороты бизнеса на путешествиях по России в прошедшем году превысили 2,5 миллиарда рублей. При этом отрасль занимает существенную долю рынка труда. В туристическом бизнесе по всей стране заняты около 2,3 миллиона человек.

На рынке внутреннего туризма России доминирует Краснодарский край, который готовится принять в текущем сезоне около 60% российских туристов. На втором месте по популярности — Крымский полуостров. Сюда на отдых приезжают около 15% отдыхающих.

Санкции привели к увеличению спроса на отдых в отдельных территориях страны, которые до сих пор не пользовались особой популярностью. Впервые в число лидеров в нынешнем году выходят курорты Кавказских Минеральных Вод, где готовятся принять около 7% путешественников со всей страны. На тех же позициях Санкт-Петербург. Впервые в десятку популярных для отдыха мест попала Карелия, а также республики Северного Кавказа, где количество потенциальных заявок увеличилось в несколько раз по сравнению с прошлыми сезонами.

Новые запросы

Поток туристов, по оценкам специалистов, растет за счет новой аудитории, которая до сих пор отдыхала на зарубежных курортах. Российским курортам приходится срочно адаптироваться к меняющимся запросам клиентов.

«Должны синхронно развиваться и номерной фонд, и инфраструктура, и объекты культурного и исторического наследия, чтобы они в достойном виде предстали перед глазами туристов, неважно российских, зарубежных. Важно, чтобы мы вот в этом плане параллельно двигались и опирались не только на государство, но в большей степени, конечно, на частные инвестиции», — отметил президент Торгово-Промышленной палаты России Сергей Катырин.

Одной только государственной поддержки туризма, по мнению специалистов, недостаточно, чтобы развить индустрию на высоком уровне. «Просто чисто государство оно в одиночку отрасль не поднимет до уровня, который сегодня необходим нашей стране», — отметил Катырин.

В ближайшие годы ожидаются существенные вливания в развитие отрасли за счет бюджета. На ближайшие два года запланирована господдержка отечественного туристического бизнеса на сумму 724 миллиарда рублей. Средства заложены на строительство гостиниц, прямую поддержку инвесторов, предпринимателей и создание более полутора миллиона новых рабочих мест. Правительственная программа до 2030 года предполагает выделение 8 триллионов рублей. Ожидается, что к финалу статистика путешествий по стране приблизится к максимальным значениям — 140 миллионов поездок в год.

«Сервиса как не было, так и нет»

Туристический рынок Ставрополья, судя по финансовым отчетам, не просто оправился от застоя в период пандемии, но и значительно вырос. Чистая прибыль отрасли в регионе выросла вдвое за последние 5 лет.

Около 250 ставропольских туроператоров получили в 2021 году почти 300 миллионов рублей чистой прибыли. Вопреки драматическим прогнозам, 2020 год не стал для индустрии самым убыточным. Суммарные доходы ставропольских туроператоров тогда сократились примерно на треть (до 93 миллионов рублей по итогам года).

Намного менее удачным оказался предыдущий 2019 год, когда отрасль показала суммарный убыток (вместо прибыли) на сумму более 1 миллиона рублей. До тех пор ежегодные обороты туристического рынка в крае колебались на уровне 140 миллионов рублей чистой прибыли в год.

Однако рост прибыли участники рынка связывают в основном с изоляцией России и международными санкциями. Для естественного развития отрасли на Ставрополье не хватает достойного сервиса. Государственный надзор за отраслью максимально ослаблен, а частные предприниматели не готовы вкладываться в развитие сервиса и инфраструктуры, считают опрошенные NewsTracker специалисты.

«Рынок нужно привести в порядок. Раньше были лицензии, сертификаты. Сейчас вообще ничего такого. Сейчас вышел, на стульчик сел, с администрацией вопросы решил, набрал экскурсионную группу — потом люди приходят жалуются. В принципе нет никаких мер административного воздействия. Это влияет на имидж курортов, всей экскурсионной деятельности», — рассказывает директор компании ООО «Центральное бюро путешествий и экскурсий» Виталий Шевелев.

Законопослушный бизнес не может увеличивать ценник, потому что инфраструктура не подготовлена к более дорогим клиентам. В окрестностях Кавминвод много природных достопримечательностей, которые недоступны держателям автобусных туров. Например, компания Шевелева пока не может себе позволить возить людей на северный склон Эльбруса, на Джилы-Су и Бермамыт.

«Люди едут, а сервиса как не было, так и нет. У нас, как было все на совдеповском уровне, так практически и осталось. Существующие направления, канатно-кресельные дороги — они периодически ремонтируются. Все это было и тогда, просто качество немного улучшается. А все, что касается развития других направлений, полностью стоит», — считает собеседник агентства.

На существующих экскурсионных маршрутах сервис тоже неважный или практически полностью отсутствует. Минимальные потребности в питании и уборные комнаты закрывает мелкий частный бизнес, а качество этих услуг зачастую «оставляет желать лучшего», отметил собеседник агентства.

#Аналитика #Юрий Слинько
Подпишитесь