Posted 2 июня 2022, 15:02

Published 2 июня 2022, 15:02

Modified 30 ноября, 11:11

Updated 30 ноября, 11:11

Эксперт рассказал, что ждет российский авторынок на фоне санкций

2 июня 2022, 15:02
О том, что ждет российский авторынок на фоне введенных странами запада санкций и какие будут цены на автомобили, рассказал NewsTracker эксперт «Открытие Авто» Сергей Власов.

Снижение ставок по автокредитам

По словам эксперта, в мае продолжились сужение ассортимента и падение продаж в сегменте новых автомобилей, а также переориентация покупателей в сторону вторичного рынка. Однако последний месяц весны при этом порадовал снижением ставок по автокредитам на фоне коррекции ключевой ставки и падением цен на авто, призванных реанимировать замерший покупательский спрос.

Цены на авто/ как купить машину

Напомним, что на фоне спецоперации большинство международных автоконцернов приостановили поставки машин, комплектующих и локальное производство в России. Дефицит автомобилей, существовавший до этого на рынке, только усилился. На фоне волатильности валют и неопределенности будущих поставок взлетели цены на новые автомобили, особенно на заявившие о приостановке своей деятельности в России марки, за ними подтянулся и вторичный рынок. И наконец, резко выросли ставки по автокредитам на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ. Все это привело к критичному падению спроса и выдач кредитов на авторынке. Так, продажи новых машин в январе–апреле снизились на 43%, авто с пробегом — на 17%.

Снижение цен на машины/ сколько стоят автомобили

На фоне стабилизации общеэкономической ситуации паника начала спадать. Если в 2021 году производители переписывали цены примерно раз в квартал, этой весной их меняли каждую неделю. За январь–апрель 2022 года цены на новые машины подорожали на 30-70%, замедлив динамику роста только в апреле. Причем, если в апреле россияне стали свидетелями единичных случаев снижения прайсов некоторыми моделями, то в мае многие марки все чаще стали «сбрасывать» ценники, чтобы вернуть интерес покупателей. Так, самый продаваемый автомобиль на российском рынке LADA Granta в мае стоит 961 тыс. рублей против 1,35 млн рублей в апреле. Сопоставимый шаг снижения цены произошел у NIVA, HUYNDAI подешевел на 5%. RENAULT, которого больше не будет в России, не изменился в цене.

Однако несмотря на стабилизацию курса рубля, на цены по-прежнему оказывают серьезное влияние дефицит новых автомобилей и комплектующих, нарушенные логистические связи. Складских запасов дилеров с марками ушедших брендов хватит еще на 3-5 месяцев. А призванная помочь схема параллельно импорта еще не отлажена. И не факт, что «серые» товары, попавшие к нам без разрешения официальных дистрибьюторов и производителей, будут дешевле с посредниками из Турции, Казахстана, Китая, Армении. Замещать ушедшие зарубежные бренды скорее всего придется отечественным, корейским и китайским маркам.

Правда, в России на сегодня работает пока всего пять заводов. Но отечественный автопром со временем наладит производство. Корейские автопроизводители не захотят отдавать завоеванную четверть рынка. А марки из Поднебесной продолжат запланированную экспансию. Азиатским производителям, правда, нужно будет немного больше время, чтобы наладить поставки новых автомобилей в объеме, достаточном для замещения ушедших марок.

Подержанные автомобили

По словам собеседника, потребители на этом фоне проявляют все больше интереса к вторичному рынку автомобилей. По прогнозам, в ближайший год соотношение новых и подержанных машин на рынке изменит соотношение с «1 к 3» (по итогам 2021 года) до «1 к 4». Этому будет способствовать и более быстрая стабилизация цен в сегменте АСП. Если за первый квартал рост цен на подержанные машины в России составил от 20 до 50%. То уже в апреле стал заметен процесс корректировки цен в сторону снижения в пределах 10-15%, который продолжился в мае. В результате в последний месяц весны некоторые модели подешевели сразу на 50-200 тыс. руб, а стоимость многих подержанных машин вернулась на «адекватный уровень» цен конца февраля 2022 года.

Еще одна положительная новость для рынка — последовательное снижение ключевой ставки ЦБ, которая весной этого года снижалась три раза и сейчас достигла 11%. Вслед за ней будут дешеветь и автокредиты, выступая драйверами роста не только рынка автокредитования, но и авторынка, стимулируя покупательский спрос. Всего сегодня кредиты все также остаются для многих россиян единственным вариантом совершить такую крупную покупку, как автомобиль.

Подпишитесь