Posted 6 мая 2022, 05:34

Published 6 мая 2022, 05:34

Modified 16 октября 2022, 19:24

Updated 16 октября 2022, 19:24

Золотые запчасти: такси и автобусы Ставрополя оказались в заложниках взлетевших цен

6 мая 2022, 05:34
Как санкции сказались на стоимости автозапчастей и кто сильнее всего ощутил их последствия — таксисты или водители городских автобусов, узнал корреспондент NewsTracker.

С началом специальной военной операции на Россию накладывались десятки санкций, многие иностранные компании покидали российский рынок. Уход брендов парфюмерии, одежды, ресторанов не сильно напугал жителей страны. Но есть сферы, в которых невозможно обойтись без иностранных товаров.

В числе «ушедших» оказались несколько производителей автомобилей. Многие уже ощутили на себе отсутствие автозапчастей. Личный автомобиль можно поставить на прикол, но под удар должны попасть те, кто зарабатывает извозом.

Корреспондент NewsTracker пообщался с представителями перевозчиков, обслуживающих общественный транспорт в Ставрополе, и водителем такси. Эти беседы раскрыли неожиданные последствия санкций для автомобильной отрасли.

Пришлось занимать деньги

Арам — многодетный отец, который уже более 8 лет зарабатывает на жизнь и содержание семьи в такси. Последние годы извозом занимается на отечественном автомобиле «Лада Гранта», поэтому не ожидал, что столкнется с проблемами.

«Я как раз недавно проходил очередное техническое обслуживание автомобиля, и это повергло меня в шок. Не столкнулся с отсутствием каких-то конкретных деталей, но цены выросли в 2, а то и в 3 раза», — рассказал Арам.

Список взлетевших цен на автотовары он мог продолжать бесконечно. Например, передние тормозные колодки подорожали с 450 до 950 рублей. Простая лампочка для ходового огня, которая раньше стоила 25 рублей, теперь продается за 80 рублей.

Воздушный фильтр вырос в цене со 150 до 250 рублей. Масло известной немецкой марки, которое Арам обычно использовал, подорожало с 1600 рублей, до 2700 (прим. за 4 литра). Да и масляный фильтр, который стоил 300 рублей, теперь пришлось покупать за 700.

Собеседник посетовал, что сильно выросли в цене и элементарные патрубки, по сути, куски резины. Он добавил, что недавно его знакомому пришлось менять гранату привода на своем автомобиле ВАЗ, которая раньше стоила 1100 рублей, в апреле он отдал за нее уже 2700.

«Обычное техобслуживание, которое мы, таксисты, должны проходить, обошлось мне ровно в 2 раза дороже, если сравнивать январь и апрель. Пришлось даже занять денег, чтобы купить необходимые запчасти», — рассказал таксист.

Ранее один из крупнейших агрегаторов такси России уже заявил, что в апреле начнут расти цены на проезд. Тогда представитель «Ё-такси» (компания-партнер «Яндекс Go») сообщил, что эта вынужденная мера, запчасти, расходные материалы и страховку ОСАГО.

Правда, пока агрегатор не раскрыл даты повышения цен и размеры этого повышения. Компания будет принимать решение по каждому региону отдельно.

Путь к серому рынку

Тем временем курс доллара по отношению к рублю стал стремительно снижаться, что могло бы означать падение цен на автозапчасти зарубежных производителей, но этого также не происходит. Чтобы разобраться в причинах парадокса NewsTracker поговорил с заместителем директора Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС, доктором экономических наук, профессором Натальей Киселевой.

«Играет роль дефицит запчастей. Ряд европейских поставщиков прекратили поставки на российский рынок. Многие дистрибьюторы уже переориентировались на поставки автозапчастей и расходных материалов из азиатских стран, но сроки их производства и доставки могут занять от 3 до 6 месяцев. Такая ситуация приводит к уменьшению складских запасов и образованию дефицита. В свою очередь согласно законам рынка, дефицит товара приводит к повышению цен», — пояснила Киселева.

По ее экспертному мнению, огромное влияние на рост цен на автозапчасти оказывает логистика. Запчасти из Европы и США поставляются в обход через другие страны. Увеличение цепочки поставки, соответственно, увеличивает и цену автозапчастей. Кроме того, с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии (Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM) с совокупной долей мирового рынка в 46,9%. В этой связи контейнерные перевозки подорожали более чем в 10 раз.

Она отметила, что в качестве еще одной причины удорожания автозапчастей можно назвать рост издержек производителей в связи с ростом цен на металл и энергоносители.

«Не исключено, что под влиянием удорожания эксплуатации и обслуживания автотранспортных средств перевозчики будут вынуждены повышать цены на свои услуги. Одним из возможных вариантов развития событий является сокращение эксплуатируемого автопарка ряда транспортных компаний. Это может быть связано с тем, что приобретение неоригинальных автозапчастей на сером рынке будет приводить к учащению поломок и простою транспортных средств в связи с ремонтом. Такая ситуация будет уменьшать конкуренцию между перевозчиками и провоцировать рост цен на транспортные услуги», — подвела итоги Киселева.

Работа превратилась в выживание

С проблемами столкнулись и водители общественного транспорта в Ставрополе. Собеседник NewsTracker Владимир не первый год работает в сфере перевозок на автобусных маршрутах.

«Неделю назад пришлось менять коробку передач на своей „ГАЗели“. До специальной военной операции обошлась бы мне тысяч в 15, максимум 20. Сейчас ремонт автомобиля вместе с работой стоил 40 тысяч», — рассказал Владимир.

Он признается, что это не единичный случай. Цены на автозапчасти даже на отечественные автомобили выросли в 1,5-2, а иногда в 3 раза. Например, сцепление на «Газель Некст» стоило 7-10 тысяч, сейчас — от 15.

«Со всем этим нам не дают повышать цены на проезд. Понятно, что мы несем социальную функцию, но наша работа теперь превращается в попытку хоть как-то выжить», — посетовал водитель автобуса.

Вопрос повышении цен Ставрополя действительно в последнее время поднимается часто. Только с начала спецоперации перевозчики пытались увеличить стоимость проезда минимум три раза.

На последней прямой линии губернатор региона Владимир Владимиров посвятил несколько минут этой теме, стоимость проезда.

При этом во время проводимой сейчас в городе транспортной реформы Миндор края решил перевести на регулируемый тариф только 5 магистральных автобусных маршрутов.

Остальные, по идее, могут самостоятельно менять стоимость проезда. Но каждый раз после их заявлений о повышении цен в дело вступает тарифная комиссия и стоимость проезда перевозчикам повысить запрещают.

Ценам на проезд расти

Урбанист, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков отметил, что в данной стуации на одной чаше весов расположились интересы перевозчиков, на другой — интересы пассажиров. Потому что стоимость автозапчастей действительно выросла, но если поднять цены на проезд, то на фоне снижения доходов поднимется волна возмущения горожан.

«Нужно искать баланс. Проезд повышать придется, так как в противном случае мы рискуем безопасностью и не оставляем перевозчику возможность устранять поломки и развиваться, а с этим у нас и так проблемы», — рассказал собеседник.

По его мнению, нужно поднимать стоимость проезда только в случае проведения детального анализа. То есть если перевозчик просит поднять на 10 рублей, исследование вопроса может показать необходимость поднять цену всего на 2-3 рубля.

«Часто происходит, что интересы перевозчиков не учитываются, а ведь они являются важными субъектами экономической деятельности. При этом если перевозчик обанкротится, найти ему замену на какой-то маршрут будет очень сложно», — добавил Черняков.

Подпишитесь