Россия входит в пятерку стран, которые владеют половиной (54%) лесов в мире. На территории нашей страны ежегодно производят несколько десятков миллионов кубометров пиломатериала. Более 30 миллионов кубометров — по итогам 2021 года. Около половины было отправлено на экспорт. В денежном выражении экспортный оборот этой ниши приблизился в прошлом году к $12 миллиардам.
Ежегодная вырубка лесов в России, по данным ООН, с начала девяностых сократилась примерно в полтора раза — с 7,8 миллиона до 4,7 миллиона гектаров в год.
Однако объемы деревообработки в стране увеличились только по итогам прошлого года на 8%. Одновременно объемы выпуска мебели выросли на 40%, по информации издания «Бизнес-Вектор».
Обороты российского рынка мебели за прошедший год составили 310 миллиардов рублей. Наиболее прибыльная ниша — мебель для дома, ее производители контролируют четверть оборотов всего мебельного производства в России. На втором месте по оборотам — производители диванов и кресел.
В условиях международных санкций российские деревообрабатывающие предприятия оказались в патовом положении. В отечественной отрасли лесозаготовки и обработки древесины сложилась высокая зависимость от импортной техники.
«Техническое обеспечение отрасли – это наиболее серьезная проблема, которую нам создали своими незаконными санкциями недружественные страны. Это все, что касается работы на лесных делянках: техника, которая там работает, это касается технологических линий, которые используются на производстве древесно-стружечной плиты. Где-то придется заниматься серьезным импортозамещением. Для этого нужно будет вкладываться в НИОКРы, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
В отрасли задействовано 405 предприятий, работающих в Ставропольском крае. Их обороты в последние годы существенно выросли. Еще до пандемии мебельное производство в Ставропольском крае в общем зачете было убыточным. Согласно налоговой отчетности, отрасль терпела убытки 200-300 миллионов рублей в год. За 2021 год обороты резко выросли — почти в 4 раза — и составили 266,6 миллиона рублей.
По отзывам ставропольских производителей кризис в отрасли не заканчивается с 2008 года. «Если в нулевые годы у нас было порядка 100 сотрудников, то сейчас мы вынуждены сократить производство до 20 человек (вместе со сторожами, уборщицами). Обороты упали за счет снижения объемов заказов, падает рентабельность — она практически на грани выживания», — рассказал NewsTracker руководитель мебельного производства.
Надежд на импортозамещение у ставропольских производителей нет. Малый бизнес считает, что не сможет занять нишу западных производителей, которые ушли из России.
«Мы пользуемся лако-красочными материалами из Италии, пены тоже оттуда — ее сейчас нет, придется от нее отказываться», — рассказал NewsTracker генеральный директор производства корпусной мебели в Ставрополе.
Полностью отказываться от материалов, которые до сих пор поставляли из-за рубежа, предприниматели не планируют, рассчитывая на доступные аналоги. Однако экономия уже сказывается на внешнем виде изделий.
«Облегчаем мебель, убираем декоративные элементы», — рассказал собеседник агентства.
Ставропольские предприниматели не берутся прогнозировать, как изменится рынок в ближайшие месяцы. Опросы показывают, что предприниматели слабо представляют экономическую ситуацию, с которой придется столкнуться в ближайшем будущем. Высокий сезон по закупкам мебели традиционно ожидают в конце лета. Однако уже сейчас опрошенные бизнесмены отметили, что спрос снижен примерно на треть.