Posted 7 апреля 2022, 15:15
Published 7 апреля 2022, 15:15
Modified 16 октября 2022, 19:12
Updated 16 октября 2022, 19:12
Он пояснил, что воссоединение может произойти уже в ближайшее время и что в республике планируется провести референдум, похожий на тот, что прошел в 2014 году в Крыму. По словам Бибилова «народ готов». Но все не так просто и однозначно.
Разговоры о том, что осетинам, проживающим в Южной и Северной Осетии нужно объединиться, начались сразу же после событий 2008 году, когда Россия завершила операцию по принуждению Грузии к миру. Тогда на фоне всеобщей эйфории жители республики, только что получившие признание независимости, попросились в состав России. Однако в тот момент руководство страны приняло решение не делать этого шага и в качестве альтернативы предложило всем желающим получить российские паспорта. В то время их уже имело небольшое число жителей республики, сейчас гражданами России является 95% населения Южной Осетии или почти 51 тысяча человек.
О том, что Южная Осетия должна объединиться с Северной, на протяжении последних десяти лет заявляли практически все республиканские политики, особенно перед выборами. Например, второй президент республики Эдуард Кокойты построил часть своей политической программы именно на этом обещании, так как после победы над Грузией, согласно опросам 2008 года, почти 85% населения республики были за присоединение к России. Вновь вопрос об объединении неожиданно был поднят нынешним президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым на прошлой неделе. Он записал видеообращение к жителям республики и заявил, что вхождение в состав России — «стратегическая цель и чаяние народа» уже не один десяток лет и что именно сейчас для этого наступило подходящее время.
Если говорить о жителях двух республик, то в Южной Осетии не сомневаются в решении и готовы в любой момент войти в состав России. И понять их легко — уровень жизни в республике очень низкий. Люди верят, что объединение поможет им вылезти из бедности и жить, как соседи.
При этом многие югоосетинские политики критикуют идею объединения. В частности, они предполагают, что этот вопрос встал перед выборами президента, которые пройдут в Южной Осетии 10 апреля. В них намерен участвовать Анатолий Бибилов. Его оппоненты называют идею об объединении «популистской и необдуманной». Против высказался бывший премьер-министр Южной Осетии Олег Тезиев. Он пояснил, что независимость республики нужно использовать, стоит развиваться самостоятельно, для этого есть все необходимые ресурсы. Тезиев считает, что вхождение в состав России может навредить и Южной Осетии и России, находящейся сейчас под санкциями.
В Северной Осетии ситуация обратная. Жители республики, судя по всему, не совсем готовы к такому развитию событий. Комментарии в местных соцсетях и Telegram-каналах это подтверждают. Население боится экономических сложностей и нагрузок на регион в случае возможного объединения, например, роста цен на продукты, загруженности школ и детских садов.
Также с конца прошлой недели в Интернете всерьез обсуждают и вопрос дополнительных финансовых затрат, которые потребуются Южной Осетии в случае ее слияния с Северной. Но здесь нет особого повода для беспокойства. Начиная с 2008 года Россия ежегодно выделяет несколько миллиардов рублей в качестве помощи республике. Деньги идут на выплату пенсий, зарплаты бюджетникам, медицинское страхование и другие социальные нужды. Согласно данным югоосетинского министерства финансов, бюджет республики, например, на 2019 год составлял 8,7 миллиарда рублей, из которых почти 7,5 безвозмездно дала Россия. И такую поддержку Южной Осетии оказывают уже на протяжении почти 14 лет. Так что чего-то нового не произойдет, переживать о каких-то дополнительных расходах в случае объединения, в принципе, не стоит.
Что касается североосетинских политиков, то они выступают «за». Так, глава Северной Осетии Сергей Меняйло в своем Telegram-канале посвятил этой теме целый пост с исторической справкой. По его словам, жители обеих республик являются «единым народом с единой культурой, языком, традициями». А депутат северосетинского парламента Таймураз Касаев назвал слияние двух республик «вековой мечтой». Но причиной громких заявлений, которые так отличаются от того, что пишут жители, может быть в том числе желание поднять свой рейтинг.
То есть фактически люди по обе стороны Главного Кавказского хребта просто хотят жить лучше. Только в Южной Осетии надеются, что им поможет объединение, а в Северной просят ничего не менять. Местные политики же часто используют ситуацию для собственного пиара.
При этом на федеральном уровне решение еще не принято. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков очень аккуратно высказался по этому поводу. Он заявил, что в Кремле уважают позицию народа Южной Осетии, но вот никаких конкретных действий в этом направлении пока не предпринималось. Выходит, пока на местах придется решать проблемы людей без впутывания геополитики?