Эксперты считают, что реформа РЭО помогла созданию института регоператоров в РФ

24 марта 23:16
Фото: pixabay.com.
В России территории по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) поделены на 287 зон и 177 регоператоров. В течение двух последних лет 13 недобросовестных операторов ушли с рынка. По словам главы ППК “РЭО” Дениса Буцаева, это можно охарактеризовать как естественный процесс оздоровления отрасли.

Как сообщает tass.ru со ссылкой на Буцаева, начало работе института регоператоров в РФ было положено в 2019 году. Сегодня только в 15 зонах региональные операторы пока не начали предоставлять свои услуги по обращению с ТКО. Речь о Камчатском крае, в котором находятся 5 из 10 зон, Краснодарском крае, где 3 зоны, Республике Саха (Якутии), где 6 из 12 зон, и одной зоне в Хабаровском крае. В 22 зонах выборы регоператоров еще впереди. В том числе в Хабаровском крае, где 18 зон, Краснодарском крае, где одна зона, Чукотском АО, где три зоны.

По словам заместителя гендиректора по региональному развитию и инфраструктуре ППК “РЭО” Евгения Карелова, основные причины, почему меняются операторы: плохо собираются платежи за оказанные услуги, занижены тарифы на услуги, нарушены схемы потоков ТКО до объектов, где происходит обработка и размещение отходов. Помимо этого, у некоторых регоператоров есть проблемы с удаленными и труднодоступными населенными пунктами, из-за чего невозможны качественные услуги, связанные с вывозом мусора.

Как вспоминает председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов, в первые месяцы работу регоператоров нельзя было назвать простой. Этим занялись компании, до этого не работавшие с ТКО. Но эта работа требует максимальной вовлеченности. Поэтому не у всех регоператоров получилось остаться в отрасли.

“Но постепенно, с поддержкой федерального центра и ППК “РЭО”, регоператоры встали на ноги», - говорит он. Этому помогла выросшая собираемость платежей, до 90 процентов в некоторых регионах.

По его словам, сегодня работу института регоператоров можно считать стабильной и главные риски уже нельзя связывать с тем, что ей препятствуют недофинансирование или другие внешние факторы. В основном это те новые функции, которые регоператоры могут получить с дальнейшим ходом реформы, а именно с введением расширенной ответственности производителей (РОП), требований федерального центра утилизировать как можно больше вторичных фракций и так далее.

По словам главы Российского экологического общества Рашида Исмаилова, сегодня можно говорить о том, что институт регоператоров состоялся. Хотя практика показывает, что их работу нужно профессионально контролировать общественности. “Это снижает риски социально-экологических конфликтов”, - говорит он.