Posted 9 марта 2022, 06:39
Published 9 марта 2022, 06:39
Modified 16 октября 2022, 19:31
Updated 16 октября 2022, 19:31
Мировая стагнация
Событийная индустрия до начала пандемии в 2020 году уверенно набирала обороты в России. Перед пандемией в России больше чем в других странах ожидали расширения отрасли и роста оборотов. О прогнозах на прирост индустрии рассчитывали 71% опрошенных компаний.
Коронакризис отразился на отрасли по всему миру. Актуальные цифры за прошедший 2021 год пока не подсчитаны. Однако в первые полтора года кризис заставил стагнировать примерно половину мирового рынка событийной отрасли. О различных ограничениях в работе сообщали от 40% до 50% участников отрасли в разных странах, по данным Глобальной ассоциации выставочной индустрии (UFI).
В России, согласно опросам UFI, настроения в отрасли остаются оптимистичными. Половина компаний уверена, что ограничения пандемии никак не изменят отрасль, и после отмены ограничений оффлайн-мероприятия продолжатся в прежнем формате. На международном рынке настроения менее радужные, уверенность в скором восстановлении отрасли сохраняют только 26% компаний.
Вероятно, уверенность российскому бизнесу внушают обещания поддержки от госаппарата. Правовые институты готовят законодательные изменения для адаптации отрасли. Первым делом предлагается установить понятные правила работы в отрасли.
«Мы подготовили проект закона, мы его вместе с Минпромторгом согласовали и сейчас активно работаем с депутатским корпусом. Это для нас чрезвычайно важно, это открывает новые возможности для финансовой поддержки компаний, в первую очередь, в регионах для региональных властей… Будет нормативная база — для всех она будет ясным ориентиром: и для таможенников, и для выставочников, и для тех, кто на выставки ходит, и для администраторов», — сообщил изданию «Бизнес-Вектор» президента Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Возможны также и налоговые преференции для выставочной индустрии, которые предлагают вводить до 2025 года.
Причины оптимизма
Статистика пока никак не согласуется с оптимизмом представителей индустрии и показывает в России убыль предприятий. Только за последний 2021 год закрылось 280 компаний (примерно десятая часть от всех организаций, которые работают в отрасли в России).
Обороты событийного рынка в России за первый пандемийный год составили около 40%. По итогам прошедшего 2021 года ожидается стагнация примерно на том же уровне.
Однако есть ряд причин для положительных прогнозов. По мнению экспертов, слом формата мероприятий скорее всего окажется временным явлением и не станет катастрофическим для отрасли.
Онлайн-презентации, созвоны со спикерами по видеосвязи уже активно используются на выставочных мероприятиях. Однако такой формат не может полноценно заменить живые встречи, отмечают эксперты.
«Дискуссии уже идут в гибридном формате: часть участвует здесь, часть участвует дистанционно. Научились в этом плане достаточно неплохо использовать эти цифровые технологии для подключения наших коллег и по России, и из-за рубежа. Тут же сохраняется и дистанционная возможность пообщаться с теми, кто хотел бы разобраться в том или ином, например агрегате, в той или иной продукции», — рассказал Сергей Катырин.
Убыточное Ставрополье
В Ставропольском крае выставочная отрасль по статистике стабильно остается убыточной. Суммарные убытки компаний варьируются от 118 до 270 миллионов рублей ежегодно.
Лишь единицы предприятий остаются в плюсе. По последним данным, за 2020 год прибыль зафиксировали 8 крупнейших местных компаний. Общий чистый доход этих компаний составил порядка 6 миллионов рублей.
Всего в регионе зарегистрирована 31 организация, связанная с выставочным бизнесом. Треть компаний ни разу не сдавали налоговые декларации с 2016 года, что, скорее всего, свидетельствует о прекращении работы.
Нестабильную прибыль из года в год показывают только 5 компаний. Дольше остальных в отрасли работает ООО «Центр развития персонала» в Пятигорске. Бизнес стабильно получает господряды, сотрудничает с избирательными комиссиями, правительством и столичными фондами. Компания организует для них онлайн-конференции (за 1,5 миллиона рублей — для Минприроды России), семинары (для Избиркома Ростовской области), форумы для будущих бизнесменов (за 2,9 миллиона рублей — для московского «Центра содействия молодым специалистам»).