Posted 7 февраля 2022, 06:12
Published 7 февраля 2022, 06:12
Modified 16 октября 2022, 19:16
Updated 16 октября 2022, 19:16
Предприятие «Маныч-Агро» было создано в 2013 году и зарегистрировано в Ставрополе. Им руководит директор Алексей Черников. Вместе с ним совладельцами выступают Дмитрий Черников, Ирина Дидежко и Владимир Дидежко. Последний приходится зятем главе администрации Апанасенковского района Владимиру Ткаченко. Тому самому, чью супругу Галину Ткаченко недавно признали виновной в мошенничестве при получении выплат, а сын Юрий Ткаченко был уволен из ГИБДД после того, как задекларировал особняк и квартиру в Ставрополе и четыре иномарки. В отношении самого чиновника в ноябре 2021 года проводилась доследственная проверка. Его заподозрили в нарушениях при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса в селе Дивном.
Несмотря на то, что компания «Маныч-Агро» прописана в Ставрополе, основной бизнес предприятия находится на территории Апанасенковского района. Компания арендует земли в заказнике «Маныч-Гудило» – особо охраняемой природной территории краевого значения.
Площадь заказника составляет 4,1 тысячи гектаров. Из них 1 тысяча гектаров заняты одноименным реликтовым озером, а остальные 3,1 тысячи гектаров – это земли сельскохозяйственного назначения. То есть формально вести сельское хозяйство на этой ООПТ не запрещено.
Однако «Положение о государственном природном заказнике краевого значения “Маныч-Гудило”», утвержденное правительством Ставрополья в 2010 году, подразумевает строгие ограничения на конкретные виды деятельности, которые вести здесь нельзя.
«На территории заказника производственная деятельность осуществляется с соблюдением режима особой охраны территории заказника, выполнением требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов на территории Ставропольского края», - говорится в тексте документа.
Далее перечислены описания четырех функциональных зон заказника. В первой зоне площадью 189 гектаров запрещены в том числе заготовка сена, выпас скота и распашка земель, а также проведение гидромелиоративных и ирригационных работ. Эти же виды деятельности запрещены во второй зоне площадью 1845 гектаров. В третьей, самой большой зоне площадью 1980 гектаров заготовка сена уже не запрещена, но по-прежнему нельзя пахать землю и проводить мелиоративные работы. В четвертой зоне площадью 145 гектаров распашка земли и выпас скота.
Таким образом, из всех видов сельскохозяйственной деятельности примерно на половине территории заказника разрешено только сенокошение и выпас скота. На всей территории заказника запрещено пахать землю и строить сооружения, не связанные с деятельностью ООПТ. Кроме того, во всех зонах, кроме четвертой, строго запрещено применение агрохимикатов и пестицидов.
Житель Апанасенковского района прислал в редакцию NewsTracker фотографии, сделанные, по его словам, на территории заказника «Маныч-Гудило». На снимках видны рулоны сена и распаханные поля, а также здания фермы. То есть предприятие, на землях которого сделаны эти фотографии, возможно, нарушает охранные правила заказника.
Совладелец «Маныч-Агро» Владимир Дидежко отказался комментировать по телефону работу его предприятия. Глава администрации Владимир Ткаченко в разговоре с корреспондентом NewsTracker заявил, что эта компания работает в соответствии с законом.
«Насчет того, что говорят или не говорят, – я комментировать не буду. Есть официальные документы, кто там и чего делает. Если вы хотите написать – смотрите документы и пишите. Конечно, он работает официально и никаких нарушений нет», - сказал Ткаченко.
И еще одна деталь. В положении о создании государственного заказника «Маныч-Гудило» говорится, что «изменение границы заказника, упразднение заказника производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края». На момент принятия этого документа в 2010 году в федеральном и краевом законодательстве не было норм, регулирующих изменение и упразднение ООПТ. Но в декабре 2021 года на Ставрополье был принят скандально известный закон, который дает краевым властям широкие полномочия по уничтожению ООПТ. И кажется, одними из выгодоприобретателей этого закона могут стать в том числе родственники высокопоставленного муниципального чиновника.