Posted 4 февраля 2022, 09:12

Published 4 февраля 2022, 09:12

Modified 16 октября 2022, 19:15

Updated 16 октября 2022, 19:15

Ставропольские села накачивают деньгами. Почему эта стратегия не сработает?

Ставропольские села накачивают деньгами. Почему эта стратегия не сработает?

4 февраля 2022, 09:12
Фото: kamranaidinov/freepik.com. Медиахолдинг1Mi.
Ставропольские села в последние годы стабильно получают сотни миллионов рублей на развитие инфраструктуры. Почему деньги на самом деле не работают на развитие, разбирался корреспондент NewsTracker.

Картина российской глубинки

На уровне страны комплексная программа развития сел действует два года. Возможно, это одна из самых масштабных инициатив федерального правительства, касающихся развития инфраструктуры, — она затрагивает четверть населения страны.

По последним подсчетам, около 25% россиян проживают в сельской местности (36,9 миллиона человек, по данным к началу 2021 года). И только 37% селян живут на благоустроенной территории.

Порядка 30% сельского населения живут в деревнях с проселочными дорогами, без какого-либо покрытия. Около половины деревенского населения — безработные. Зарплаты в селах в среднем около 34 тысяч рублей в месяц — то есть на 30% ниже среднего заработка по России.

Как поддерживают ставропольскую глубинку

На Ставрополье в крупных городах живет меньше половины населения региона (меньше 1 миллиона человек, по данным Минэкономразвития).

Ставропольский край в последние три года тратит от полумиллиарда до 750 миллионов рублей в год на программы по развитию села.

Актуальная программа рассчитана на период с 2020 по 2024 год. В реализацию стратегии вовлечены Минсельхоз, Миндор, муниципалитеты и местный бизнес.

Спад финансирования пришелся на начало пандемии в 2020 году. Тогда основные средства потратили на реконструкцию системы водоснабжения (всего отремонтировали более 2,5 километра участков водопровода). Субсидии на улучшение жилищных условий получили всего 10 семей (в очереди еще больше 300 семей).

Системные недоработки

Реальные жители села за этими цифрами не видны. Тем более что даже количество крестьян в регионе точно неизвестно, рассказывает источник NewsTracker в околоправительственных кругах. Настоящих данных о количестве фермеров в регионе не существует, утверждает эксперт. Сведения правительственных и федеральных ведомств могут различаться в разы.

«Никто не знает, сколько фермерских хозяйств в регионе. Погрешность статистики в разы. Также никто не знает, сколько зерна экспортируется с территории Ставропольского края», — отмечает эксперт.

Подходы к статистике, по его информации, в профильном министерстве до сих пор не выдерживают никакой критики.

«Информацию по объемам урожая до сих пор собирает человек из Минсельхоза, который звонит в каждый район. В местных администрациях обычно целый отдел сельского хозяйства — там сидит человек, его спрашивают: сколько чего собрали? И он отвечает, какая урожайность. Это все собирается по телефону. Толком никакими документами эти цифры потом не подтверждаются», — рассказал собеседник агентства.

Игнорирование рынка

Сельскохозяйственная отрасль на Ставрополье не стремится к повышению рентабельности, что противоречит основным законам рыночной экономики. Ставропольские сельхозпроизводители в большинстве своем не изучают спрос на мировом рынке и до сих пор продолжают его игнорировать.

Россия много лет подряд занимает лидирующие места среди экспортеров зерна по всему миру. Вклад Ставропольского края в общий урожай страны по итогам прошлого года составил порядка 7%. Однако сосредоточенность местных хозяйств на выращивании зерна, в том числе и пшеницы, по мнению экспертов, не соответствует потребности рынка.

«Все сельское хозяйство в Ставропольском крае занимается тем, чем занималось полвека назад. Ничего не поменялось. А сейчас сельское хозяйство должно быть гибким и умным. Например, 1 гектар укропа дает рентабельность в 9 раз больше, чем рентабельность пшеницы. Также в ближайшем Закавказье есть потребность в белой кукурузе, там какой-то фетиш на белую кукурузу. За белую готовы платить в 3 раза больше, чем за желтую. Она чуть-чуть отличается по урожайности от желтой кукурузы. Но на Ставрополье никто этим не занимается, никто не изучает рынок. Пока это происходит, сельхозпроизводства в крае не будут развиваться», — отметил собеседник агентства.

Неразумный подход проявляется также в пчеловодстве, где производители сконцентрировались на получении меда с полей подсолнечника.

«Подсолнечник уничтожает пчелу клеящими веществами, она не может много работать. В результате объем пасеки уменьшается в 6 раз, восстанавливается она очень долго. При этом такой мед самый дешевый», — приводит пример собеседник агентства.

Формальное развитие

Программы развития сельских территорий, на которые в Ставропольском крае тратят сотни миллионов ежегодно, по сведениям источника, реализуются за счет случайных подрядчиков. Качество работ по строительству спортивных площадок и любой другой инфраструктуры не всегда вызывает вопросы, но эти вопросы, как правило, не находят ответа.

В стратегических планах правительства края многие годы присутствует развитие кооперации, которая на самом деле стагнирует многие годы.

«Что такое кооперация, у нас не знает никто, потому что кооперация — это вообще другая философия (специалисты ее выделяют как третий вид собственности, после государственной и частной собственности). Но мы морально до этого еще не дошли. У нас все боятся создавать кооперативы, потому что приходится отчитываться. А если находится кто-нибудь, кто не боится отчитываться, потом в новостях мы видим истории вроде депутата Владимира Дорошенко. [Следствие подозревает его в попытке дать взятку сотруднику ФСБ за прекращение расследования по расходам средств Минсельхоза в кооперативе, который возглавлял сам депутат]», — отметил собеседник агентства.

Порочной эксперт считает также практику социально ответственного бизнеса, который строит инфраструктуру на территории присутствия.

«Бизнес заплатил налоги, это уже проблемы власти, что не удается строить качественную инфраструктуру, выполнять социальные обязательства. Спонсорство, конечно, допустимо. Но когда такие обязательства преподносятся в виде общественной нагрузки на предпринимателей, так не работает. Это уже прошлый век, черта плановой экономики. В условиях рыночной экономики это ни к чему, такую практику нужно искоренять», — отметил собеседник агентства.

Подпишитесь