Posted 1 февраля 2022, 15:22
Published 1 февраля 2022, 15:22
Modified 16 октября 2022, 19:13
Updated 16 октября 2022, 19:13
«Узаконенный разврат»
Долгое время в России, Европе и США господствовала религиозно-патриархальная мораль с целомудрием и семейностью как высшими ценностями. Ее основой была религия: католицизм и протестантизм в Европе и православие в Российской империи. Однако в 1960-1970-х годах на Западе произошли процессы, которые принято называть «сексуальной революцией». Ее основными итогами стало разрешение абортов, отсутствие общественной стигматизации для разведенных женщин, широкое распространение контрацепции, легализация гомосексуализма, декриминализация порнографии и начало образовательных программ, связанных с сексуальностью.
Интересно, что за полвека до этого своя собственная «сексуальная революция» грянула в СССР. Еще Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» открыто сообщили о необходимости введения «общности жен», так как она, якобы, и так существует.
В итоге после прихода к власти большевики приняли немало законов, которые на «просвещенном Западе» появились десятилетия спустя: «Декрет о расторжении брака» (теперь расторгнуть брак можно было без обоснования причин), «Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния» (признание сожительства мужчины и женщины единственным нормальным видом союза, а обязательный гражданский и церковный стали частным делом), а в УК РСФСР 1922 года уже не было «добровольного мужеложства». Однако после прихода к власти Иосифа Сталина пропаганда провозгласила семью «ячейкой общества», а «разврат» порицался. В 1935 порнография стала криминальным преступлением.
Определенное потепление отношения к «свободной любви» произошло при Хрущеве. В это же время на Западе началась своя «сексуальная революция», волны которой достигли СССР только в Перестройку и окончательно захлестнули уже Россию в 1990-е. Сейчас в РФ происходит очередной «откат»: вводятся законы за пропаганду гомосексуализма, активно продвигается важность семейных ценностей, вплоть до стимулирования рублем многодетности, разворачиваются дискуссии о необходимости запрета абортов.
Одним из «островков 1990-х» в России являются магазины интимных товаров, так называемые «секс-шопы», однако недавно глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия 24» выразил мнение о необходимости их запрета.
«Я бы считал, что такие магазины вообще должны быть запрещены. Позиция церкви по всем этим вопросам является очень ясной и однозначной — мы выступаем против половой распущенности, против разврата в любых его формах, а такие так называемые магазины для взрослых не что иное, как узаконенный разврат», — подчеркнул священнослужитель.
После этого высказывания в Интернете началась обширная дискуссия: одни одобрили мнение митрополита, другие же — были крайне возмущены. NewsTracker попытался выяснить отношение у представителей различных конфессий и общественников в Ставропольском крае.
Вопрос нравственности законодателей
Пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин также поделился личным мнением по ситуации.
«Церковь всегда напоминает людям о нравственности, о том, что есть заповеди Божьи, о том, что если мы хотим жить счастливо, мы должны их соблюдать. Сохранение нравственности возможно только тогда, когда человек понимает, для чего он это делает. Когда у человека есть смысл жизни — служение Богу — и понимание того, что Бог ждет от него определенного образа мыслей и определенного образа действий. Когда такой смысл жизни у людей есть — тогда он и действует соответственно. А когда кто-то начинает запретами пытаться влезть в личную жизнь — то ничего, кроме раздражения это не вызовет», — отметил собеседник.
С его точки зрения, на данный момент в нашем регионе еще сильны традиционные устои.
«На Кавказе само общество более традиционно и с меньшим безразличием относится к общественной нравственности, горизонтальные связи более сильны и общественная реакция на аморальность более сильно выражена. Так что по сравнению со столицей люди ведут себя иначе. А вот молодежь у нас уже разная: зачастую некоторые приезжают в столицу и „прославляют“ малую Родину не лучшим образом», — указал Самохин.
Поэтому особое внимание необходимо уделять именно молодежи.
«С этим всем нужно работать. Это вопрос к общественным организациям, которые занимаются воспитанием нашей молодежи и должны прививать ей целомудрие, здоровый образ жизни, семью, нравственность, вечные ценности, основанные на евангельских заповедях. А вот вопрос кричащих вывесок подобных магазинов — это вопрос нравственности наших законодателей, которые регулируют эти вопросы», — подчеркнул пресс-секретарь епархии.
Воспитывать богобоязненную молодежь
Муфтий Ставропольского края, председатель Исполнительного комитета Координационного центра мусульман Северного Кавказа Мухаммад-хаджи Рахимов напомнил, что в СССР таких магазинов не было.
«Уровень нравственности, несмотря на антирелигиозную пропаганду, был выше, чем сейчас, так как религия была почти у каждого в душе. Такие магазины и им подобные явления — это наследие 1990-х годов. В исламе это однозначно харам (запретное — NewsTracker) и я полностью поддерживаю митрополита Иллариона, с которым, кстати, хорошо знаком. Ислам и подобные магазины — несовместимы, в исламе это неприемлемо. Поэтому мусульмане категорически против. Я считаю, что мужу и жене подобное не нужно», — указал собеседник.
Рахимов уверен, что при правильном воспитании молодежи обсуждаемые магазины станут не нужны и вопрос отпадет сам собой.
«Общество должно быть богобоязненным, верующим в Господа, Творца и Повелителя. И когда оно будет таковым, когда люди будут посещать мечети и церкви, тогда вопрос этих магазинов уйдет в сторону сам собой, так как они никому не будут нужны. Мусульманам совместно с православными необходимо выработать такую концепцию, чтобы наша молодежь вырастала богобоязненной, и чтобы такой молодежи становилось все больше. У нас очень много совместных мероприятий с РПЦ, но нам нужно усилить работу, чтобы подобные магазины не появлялись. Я считаю, что это наша слабость: мы где-то недоработали с молодежью. Сейчас мы молим Господа, чтобы он вывел нас, россиян, на правильный путь, остальное — от лукавого», — подчеркнул муфтий Ставропольского края.
Меньше секс-шопов — больше агрессии
Координатор Центра гражданских инициатив СКФО кандидат физико-математических наук Валерий Ледовской указывает на серьезную проблему сексуальных преступлений.
«Когда человек хочет говорить о духовном, когда у него нехорошо на душе, человек идет в церковь. И церковь для нашей страны является отдушиной для многих людей, живущих в непростых условиях или с тяжелым грузом на душе. А вот когда у человека не удовлетворена потребность в сексе, он начинает сублимировать. И достаточно часто это проявляется, например, в сексуальных преступлениях», — отметил общественник.
Он указал, что секс-шопы предлагают средства не только для разврата, но и, в том числе, для самоудовлетворения.
«Лучше уж пользоваться для этого предназначенными и специально разработанными инструментами, чем получить травму по незнанию, а неудовлетворенные люди — это большая проблема для общества. При этом у граждан существуют разные девиации в сексуальном поведении, которые не являются болезнями согласно Международной классификации болезней», — напомнил Ледовской.
И тут возникает вопрос.
«Допустим, церковь считает отклонения от условной миссионерской позы и секс для удовольствия, а не для зачатия, извращением. Церковь готова взять на себя ответственность за последствия от реализации такого предложения? Например, количество травм гениталий вырастет — и это не так, возможно, важно. Но возрастет же количество и сексуальных преступлений на почве сексуальной неудовлетворенности», — уверен собеседник.
Он напомнил, что каждый человек, согласно мнению церкви, грешен.
«То есть каждый человек потенциальный преступник. И увеличивать вероятность срабатывания таких часовых бомб от блокирования либидо — это странное предложение для общественного института, которому больше других известно о сущности человека и его ограничениях и пороках. То есть нужно думать, а что предлагается взамен кроме роста агрессии в обществе?», — задается вопросом общественник.
Ставропольская представительница неоязыческого движения «Викка» в своих взглядах на вопрос секс-шопов оказалась ближе к кандидату физико-математических наук, чем к представителям других конфессий и акцентировала внимание на том, что Россия — это светское государство.
«Секс — это важная сфера, необходимая для гармоничной жизни. Естественно, необходимы магазины, обслуживающие эту часть жизни. У каждого человека должна быть возможность удовлетворить свои потребности, а также разнообразить свою интимную жизнь. Те, кто считает такие магазины неприличными и развратными, туда и так не пойдут. Но комплексы и предрассудки одних не должны ограничивать права и потребности других. Тем более, что государство у нас светское. Стремление представителей некоторых конфессий заглянуть в штаны и постели граждан и навязать им свое мнение и свою волю я нахожу неприемлемым», — подчеркнула девушка.