Posted 24 ноября 2021, 07:58
Published 24 ноября 2021, 07:58
Modified 16 октября 2022, 19:08
Updated 16 октября 2022, 19:08
«Высосанная из пальца» схема
С 2018 года в Ставропольском крае стартовала «мусорная реформа». Ее смысл заключается в монопольном праве пользования всей цепочкой сбора, переработки и утилизации отходов специальными компаниями — региональными операторами. Благодаря концентрации всего комплекса у одного предприятия предполагалось решить застарелые проблемы, такие, например, как стихийные свалки.
Однако нововведение сразу вызвало резкую реакцию граждан, прежде всего тарифами, которые с тех пор продолжают расти. Тарифы же, согласно идеям авторов реформы, должны устанавливаться по специальному документу — Территориальной схеме обращения с отходами.
Именно по Территориальной схеме и решили ударить общественники из «Комитета экологического контроля Ставропольского края» и подали иск в Ставропольский краевой суд, ответчиком по которому стало правительство региона. Они потребовали признать незаконной (недействующей) с момента официального опубликования территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском крае в нескольких частях.
Представители комитета в иске пояснили, что их не устраивает отсутствие информации (адресов и/или географических координат) об источниках образования, местах накопления, обработки, утилизации и обезвреживания отходов в крае. В разделе об оценке объема вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов ничего не сказано о том, сколько необходимо вкладывать в эту деятельность.
Подобных «прорех», с точки зрения Комитета, в документе изрядное количество, в итоге проблемы развиваются по двум направлениям: физическим и юридическим лицам начисляются неаргументированные в достаточном объеме тарифы, а неопределенность в документации провоцирует появление свалок.
После признания всех этих недомолвок незаконными они просили суд возложить обязанность на правительство региона привести Территориальную схему в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Кто имеет право обращаться в суд?
В судебном заседании представитель правительства и заинтересованного лица — МинЖКХ — заявил ходатайство о прекращении производства по делу. Аргументы в пользу этого заключались в том, что Комитет экологического контроля Ставропольского края попросту не имеет право подавать в суд подобные требования.
«Административный истец не относится к числу лиц, наделенных правом обращения в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц, при этом из административного иска не следует, что он подан в защиту собственных нарушенных прав, свобод и законных интересов, в нем не приведены сведения о таких нарушениях», — указано в судебных документах. Участвующий в деле прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе также встала на сторону правительства. Однако общественники не сдались.
«Мы подали обращение о признании незаконным решения суда по делу. Апелляция в Сочи поддержала наши доводы, посчитав нас уполномоченными подавать административные иски в пользу неопределённого круга лиц о вреде экологии. После этого дело было направлено на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд. Затем правительство обратилось в Пятый кассационный суд в Пятигорск. Но и кассационный суд встал на нашу сторону», — рассказал представитель «Комитета экологического контроля Ставропольского края» юрист Тимур Часовский.
Сейчас общественники планируют снова подать иск к правительству.
«Сейчас, когда нас признали имеющими право подавать иск в защиту неопределенного круга лиц, наш иск повторно будет рассмотрен судом Ставропольского края о признании Территориальной схемы не соответствующей законодательству. Настроены мы оптимистично, так как, помимо суда первой инстанции, остальные суды признали нас правыми. Кстати, мы заметили, что на сегодняшний день схема уже понемногу исправляется: добавляются адреса организаций, есть и другие изменения», — отметил собеседник.
Последствия для края
Для прояснения ситуации NewsTracker обратился к члену Комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергею Завьялову.
«Сейчас ситуация отличается от того, что было два-три года назад: сменился подход властей. Если раньше они предполагали, что региональные операторы — это наше всё: надежда и опора, то сейчас оказалось, что это не так, а регоператоры просто эксплуатируют болезненный вопрос, используя все способы для максимизации тарифов. Также во многих регионах заметили, что регоператоры не желают развивать экономику замкнутого цикла, заниматься глубокой утилизацией или переработкой отходов», — рассказал эксперт.
Он поделился мнением о возможных последствиях отмены Терсхемы.
«Если Территориальная схема обращения с отходами будет признана незаконной в той части, на которую направлен иск, то возникнут основания признать незаконными установленные нормативы накопления твердых коммунальных отходов и, соответственно, всех платежей, которые были проведены по существующим нормативам. То есть суммы могут быть пересчитаны и разница либо возвращена, либо учтена при последующих платежах», — сообщил Завьялов.
Причем в РФ уже неоднократно принимались подобные решения.
«В России уже есть немало прецедентов о признании территориальных схем недействительными целиком или частично. Например, можно вспомнить Пермский край, Ульяновскую или Челябинскую области и многие другие. Решение о признании недействительными нормативов и тарифов также есть, например, в той же Перми», — отметил собеседник.