Posted 28 октября 2021,, 07:06

Published 28 октября 2021,, 07:06

Modified 16 октября 2022,, 19:27

Updated 16 октября 2022,, 19:27

«Сбербанк» лишил пенсии девушку-инвалида из Ставрополя после кредитного мошенничества

28 октября 2021, 07:06
Телефонные мошенники обманом вынудили жительницу Ставрополя с тяжелым умственным заболеванием взять кредит в Сбербанке, а сейчас судебные приставы собрались списывать деньги с ее крошечной пенсии. Помимо этого девушку-инвалида и ее семью год терроризировали коллекторы, которые угрожали лишить их имущества и жизни.

Кредит за 5 минут

Жительница Ставрополя Марина – инвалид с 6 лет. В детстве ей диагностировали опухоль головного мозга. Дальнейшие химиотерапии, осложнения и множественное лечение медикаментами с годами дали о себе знать. Девушке поставили диагноз: органическое расстройство личности на фоне эпилепсии. В июле ей сделали операцию на височной доле мозга, а буквально на днях – вживление стимулятора блуждающего нерва. Однако ни состояние девушки, ни диагноз, ни даже отсутствие нормального дохода как такового кроме 5 тысяч рублей в месяц пенсии не смутили мошенников и сотрудников «Сбербанка», которые без труда выдали девушке кредит в приложении буквально за 10 минут, платёж за который в месяц равен ее пенсии по инвалидности.

«Год назад ей позвонили с московского номера и сообщили, что собираются выплатить компенсацию по инвалидности. Для этого мошенники попросили ее зайти в «Сбербанк-онлайн», нажать несколько кнопок и получить деньги», – рассказывает мать девушки Елена.

Разговор с мошенниками длился почти 40 минут. Выданный за несколько минут кредит Марина перевела на номер карты мошенникам, как было сказано ими в инструкции, а ей они оставили обещанную компенсацию в несколько тысяч рублей. Когда Марина рассказала про «компенсацию» матери, та забеспокоилась, зашла в «Сбербанк-онлайн» и увидела взятый кредит. Первым делом мать обратилась к правоохранителям. По заявлению Елены МВД возбудило уголовное дело.

Спустя несколько месяцев девушку и ее мать начали терроризировать сотрудники банка и коллекторы. На объяснения об уголовном деле сначала реагировали и даже несколько раз просили принести постановление о возбуждении в банк, что мать девушки и сделала трижды. Однако это не остановило службу банка и коллекторов агентства «АБК», которое продолжало названивать по 10-20 раз в сутки.

«Угрозы по телефону стали обыденностью. Например, некая Ирина Журавлева на повышенном тоне пообещала, что все отберут: недвижимость, имущество, половину пенсии, не давала вставить слова и объяснить, что мошенники еще не найдены, а платить нам не с чего», – рассказала мать девушки.

Но самое страшное – это то, что коллекторы звонили самой девушке, фактически не осознающей всего происходящего, и угрожали ей, что сказывалось на ее здоровье.

«У дочери эписиндром, а также внезапно возникающий и повторяющийся несколько раз в день паралич тела: она падает и не может пошевелиться. И если раньше таких приступов было от 5 до 20 в день, то после звонков – по 5-10 за полчаса. В июле у нее была операция на мозге, так коллекторы в момент, когда она отходила после наркоза и сложнейшей операции, звонили, разговаривали на повышенных тонах, требовали передать ей трубку, чтобы она подтвердила, что у нее операция и требовали сейчас же принести справку об операции», – сообщила Елена.

Обвинили потерпевшую

Следователи сообщили матери девушки, что дело возбудили.

«Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ по факту кражи, то есть тайного хищения денежных средств с банковского счета», – указала в постановлении старший следователь майор юстиции Ситникова.

При этом потерпевшей от «неустановленного лица» признали Марину.

Интересно, что внезапно семье пришло письмо от нотариуса, якобы представляющего интересы Сбербанка, причем по неизвестным причинам из Воронежа.

«Я, Чугунова Ксения Владимировна, нотариус нотариального городского округа город Воронеж Воронежской области в связи с обращением взыскателя Публичного акционерного общества «Сбербанк России» о совершении исполнительной надписи на Кредитном договоре, сообщаю, что мной совершена исполнительная надпись на указанном Кредитном договоре», – написала нотариус.

А Сбербанк обратился к судебным приставам с просьбой арестовать имущество девушки-инвалида, запретить ей выезжать из России и обратить взыскание на пенсию.

«Прошу наложить временное ограничение на право выезда должника за пределы РФ до исполнения обязательств, наложенных судом; Наложить арест на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В случае достижения должником пенсионного возраста прошу обратить взыскание на пенсию должника», – написала представитель Сбербанка некая Мельникова.

Вслед за этим пришло уведомление и из самого Сбербанка о том, что якобы на основании судебного решения приставы будут вычитать деньги с пенсии у девушки в счет выплаты кредита.

«Никакой повестки о том, что состоится судебное заседание, к нам не приходило, мы ничего о нем не знали, никто нас не приглашал. А следователь нам сказал не платить, так как дело может расследоваться и 10 лет», – рассказывает сестра девушки.

Сестра сразу после получения письма от приставов отправилась в Федеральную службу судебных приставов для прояснения вопроса.

«Судебный пристав Ленинского отдела Наталья Захарова сказала принести справки об инвалидности сестры и о размере ее пенсии. Я принесла все требуемое, но мне заявили, что раз мы «не интересовались делом», то и ей все равно. Но как мы должны были «интересоваться», если мать ухаживает за прикованной к кровати сестрой, а я все время нахожусь на работе, так как должна себя и их обеспечивать? Мы регулярно звонили следователю, жаловались на коллекторов и интересовались ходом дела, что еще мы должны были делать? Однако пристав в наглой форме сообщила, что они будут подавать на вычет половины пенсии Марины», – возмущается девушка.

Приставов не волновало ни как при условиях вычета половины пенсии инвалиду жить на 2 500 рублей в месяц (а только жизненно необходимых лекарств приходится покупать на 14 тысяч в месяц минимум), ни возможная необходимость тяжело больной девушки сделать операцию за границей, ни мнение следователя, ни какие иные вопросы.

Кто потерпевший на самом деле?

За независимым мнением NewsTracker обратился к адвокату Руслану Мазурину.

«Совершенно неверно установлен период и время совершенного преступления. В документах указано, что злоумышленники с неизвестного номера похитили с банковского счета принадлежащие девушке денежные средства, чем причинили ей ущерб. Но момент преступления начался намного раньше: необходимо учитывать то обстоятельство, как деньги попали на счет девушки. А они попали исключительно под влиянием мошенников, под убеждениями, что инвалид получит бюджетные деньги. То есть преступление началось с момента звонка мошенников, а не с перевода денег со счета им», – отметил юрист.

То есть преступлением является хищение денег у «Сбербанка» под инструктажом мошенников.

«Однако полиция прекрасно осознает, что если она окажет моментом начала преступления сам звонок, то Сбербанк будет лишен возможности взыскать эти деньги с мошенников. А тогда «положить на полку», как это часто происходит, это дело не получится, так как потерпевшим признают Сбербанк и придется активно устанавливать лиц, звонивших девушке. Одно дело – вернуть деньги девушке-инвалиду, другое – Сбербанку, который будет требовать свои деньги до последнего», – подчеркнул Мазурин.

А если, как и положено, потерпевшим будет признан Сбербанк, то свои деньги он получит лишь при условии задержания преступников, а сейчас ему достаточно легко «вытрясти» деньги с пенсии инвалида.

«В этом случае, так как потерпевший Сбербанк, – то он не сможет требовать с девушки компенсацию, так как она сменит свой процессуальный статус всего лишь на свидетеля. Поэтому нынешнему потерпевшему важно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела», – поделился мнением собеседник.

Сейчас Марина находится на очередной операции, после которой ей необходимо длительное восстановление в течение нескольких лет. Однако приставы уже пообещали решить вопросом с урезанием пенсии в два раза. Как семья должна прожить на 2,5 тысячи рублей с учётом лекарств и элементарных потребностей, не ясно. Однако Елена не планирует сдаваться и будет отстаивать права дочери в вышестоящих инстанциях.

"