Posted 15 октября 2021, 13:22
Published 15 октября 2021, 13:22
Modified 16 октября 2022, 19:20
Updated 16 октября 2022, 19:20
Корреспондент Newstracker попытался выяснить, что происходит в регионе и какие будут последствия у этого резонансного происшествия.
СУ Следственный комитет РФ по Республике Дагестан сообщил в понедельник, что во дворе школы №51 города Махачкалы между учеником 9 класса и его одноклассником произошла драка, во время нее один из участников ударил второго. «От ранения подросток скончался в больнице», — говорится в тексте. Отмечается, что в отношении 15-летнего юноши возбудили уголовное дело по части первой статьи 105 УК РФ «Убийство» (грозит лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет).
Как сообщили в СМИ, в соцсетях было опубликовано видео с допроса школьника, но потом его удалили. По данным прессы, в ролике подросток говорит, что купил нож, потому что у всех были ножи, и ударил одноклассника в состоянии аффекта, непреднамеренно.
Кроме этого, Следком республики сообщает, что в отношении директора школы и заместителя директора по воспитательной работе возбудили дела за «Халатность», статья 293 УК РФ предусматривает до пяти лет колонии. После случившегося их уволили. В отношении руководства частного охранного предприятия, которое работало в школе, возбудили дело за «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей», статья 238 УК РФ, по которой виновник может лишиться свободы на шесть лет.
Согласно данным открытых источников, МБОУ «Лицей № 51» было зарегистрировано 23 года назад, в организации работало от 51 до 100 человек. По сведениям сайта госзакупок, в период с 2018 по 2021 год лицей не заключал госконтракты на охрану.
Сколько детей в Дагестане идут на преступления
Согласно данным портала правовой статистики, в Дагестане на август 2021 года зарегистрировано 135 несовершеннолетних, совершивших преступления. Этот показатель вырос на 9,8%. По итогам 2020 года число детей-преступников в республике наоборот упало на 5,9%, в 2019 также фиксировали падение на 15,1%. То есть, количество несовершеннолетних, нарушивших закон, за последнее время увеличилось только в 2021 году.
Число предварительно расследованных преступлений, совершенных детьми или при их соучастии, за этот период также выросло на 14,4% (135 случаев). Из них к небольшой тяжести относится 18 случаев (уменьшение на 33,3%), к средней — 62 (падение 1,6%), к тяжким преступлениям — 33 (рост на 43,5%), к особо тяжким — 22 (увеличение на 340%). Выходит, число нарушений закона в целом выросло за счет колоссального прироста особо тяжких преступлений, за которые предусмотрено больше десяти лет колонии. Подобные всплески в этой категории происходили в 2016 и в 2014 годах: увеличение было по 350%, дети нарушили закон 9 и 18 раз соответственно.
В целом, Дагестан находится в лидерах на Северном Кавказе по увеличению тяжких и особо тяжких преступлений детей на август 2021 года. Это единственная республика, в которой зафиксировали рост тяжких преступлений этой категории. В остальных регионах округа таких нарушений стало либо меньше, либо их число не изменилось.
Что касается особо тяжких преступлений, на которые пошли несовершеннолетние, то больше всего их количество изменилось в Кабардино-Балкарии. В этом регионе количество таких нарушений выросло на 400%. На втором месте находится Дагестан (+340%), на третьем — Северная Осетия (+200). В других регионах Северного Кавказа этот показатель также либо не изменился, либо вовсе упал.
Причем здесь школа
Директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев прокомментировал инцидент в дагестанской школе. По его словам, уровень взаимного эмоционального недовольства между людьми оказался очень высок, что удивительно для национальной республики.
«Там все-таки родовые отношения, каждая группа — это большая семья. И здесь, вроде бы, люди спокойнее должны быть. Не в плане темперамента, я понимаю, что жители Кавказа — народ темпераментный. А именно в восприятии внешнего человека и того, что вам сказали. Там явно у обоих нервы были на пределе. Почему у людей нервы на пределе? Причем это школьники. Это не старики, у которых все нервы жизнью выбиты», — рассказал он.
Он предположил, что дело может быть еще в том, что люди не ценят чужую жизнь «Ну, ты мне сказал, я тебя пырнул. Или не верят в то, что им придется отвечать», — добавил собеседник.
Эксперт предположил, что система образования не стала системой воспитания. «Это же в школе происходило. То есть, им плевать на учителей, на реакцию. Авторитета школы нет. Если бы был этот авторитет, была бы апелляция к школе: „Пойдем к учителю и скажи то же самое при нем“. Я упрощаю, понятно, что сказано бы это было как-то по-другому», — добавил Журавлев.
Собеседник отметил, что авторитет в наше время определяется зарплатой. «В мое время учитель в школе — это человек, который поставит тебе „двойку“ и у тебя будет тяжелая судьба, потому что ты не поступишь в институт. Сейчас учитель — это человек, который лучше места не нашел, поэтому живет на зарплату учителя. Авторитет школы — это авторитет учителя как индивидуума», — пояснил он.
По словам специалиста, есть указания с определенной доходностью учителей. «Как я понимаю, либо эта цифра недостаточна, либо она не достигается. Если бы учитель был авторитетом, детская преступность бы не исчезла, но она бы была значительно меньше.
Тем более, на Кавказе, как я понимаю, в других республиках так оно и есть. Есть же еще авторитет просто старших, возраст — это тоже основание для авторитета. А здесь он не сработал», — сообщил Журавлев.
Помогут ли металлоискатели
Полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук Евгений Черноусов рассказал корреспонденту Newstracker, что во всех регионах России складывается схожая ситуация. «Подтверждением являются события, произошедшие в Татарстане», — добавил он. Там в мае 2021 года бывший ученик школы № 175 в Казани Ильназ Галявиев открыл стрельбу, в результате погибли девять человек, 23 — пострадали.
Черноусов отметил, что отличие дагестанского случая в том, что ученика убили в ссоре ножом. «И вопрос возникает, каким образом у него оказался нож, как он прошел с ним в школу. Он говорил о том, что у многих ножик, и я приобрел. Как это у многих ножик? Никто профилактические работы в школе не проводил», — отметил эксперт. Он отметил, что это была «существенная ситуация халатности, которая лежит на поверхности», поэтому в отношении директора и его зама возбуждены дела.
Полковник милиции в отставке также предположил, что в отношении родителей подростка тоже могут возбудить дело за ненадлежащее воспитание школьника. «Как это они упустили? Что у них в доме происходит, что он может вытащить нож и сверстника ударить? Тем более, это произошло раз за столько лет. Я ни разу в своей деятельности не слышал, чтобы школьник школьника ножом убил. Это вопиющий случай», — пояснил собеседник.
Эксперт отметил, что по этой ситуации должны проводиться проверки. «Почему в инспекции по делам несовершеннолетних не получили информацию о том, что мальчики ходят с ножами? Нужно было поставить этот вопрос, но они этого не сделали», — отметил собеседник.
По словам специалиста, выходит, что реально никто не получает сведений о наличии оружия у подростков. «Это все говорит о том, что воспитательная работа на низком уровне. Следственный комитет возбудил уголовные дела, но из этого надо делать выводы и распространить на все регионы Российской Федерации», — полагает эксперт.
Собеседник полагает, что в школах должны работать металлоискатели. «Если сработает, то нужно проверять, что они несут. Чтобы не было случаев, когда в школу приносят какие-то ножи, вилки, топоры, вилы, не говоря уже об огнестрельном оружии. Это не делалось, сейчас должно делаться. Нет соответствующей воспитательной работы в школе и дома, хотя бы в школу не пропускать. А что делать? Должны гибнуть невинные люди?», — рассказал он.
Черноусов также отметил, что в Советском Союзе были отдельные школы для трудновоспитуемых, и в Дагестане тоже. «Что вы сократили эти школы? Ничего здесь зазорного нет, там учились школьники, которые были зачинщиками скандалов, в спецшколах за ними был надзор. Эти школы нужно восстановить. Безобразие, что их ликвидировали», — считает эксперт. Он добавил, что стоит проверить, в каких регионах их еще «оптимизировали».
Черноусов сообщил, что по этому случаю надо работать комиссиям и с МВД, и с Министерством просвещения. «Они должны собраться и обсудить, какие меры на всю страну распространить, чтобы подобного не случилось в других регионах. Ведь это ЧП всероссийского масштаба, школьник убил школьника ножом — выходит за пределы разумного», — заключил он.