Posted 1 октября 2021, 06:59

Published 1 октября 2021, 06:59

Modified 16 октября 2022, 19:12

Updated 16 октября 2022, 19:12

Исповедь мэра: Лев Травнев внезапно дал показания по своему уголовному делу

1 октября 2021, 06:59
За полгода судебных разбирательств в уголовном деле подсудимый экс-глава Пятигорска решил дать показания и ответить на вопросы суда.

Напомним, что уже около полугода в Ленинском суде города Ставрополя рассматривается уголовное дело в отношении бывшего главы Пятигорска Льва Травнева. Его обвиняют в четырех эпизодах превышения должностных полномочий, когда он, по мнению следствия, «за копейки» раздавал муниципальную землю, находящуюся в зонах горно-санитарной охраны, под строительство объектов, запрещенных законом на этих территориях.

Ранее суд уже допросил более полусотни свидетелей обвинения по данному вопросу. Практически все они ссылались на нечеткие формулировки в законе и оправдывали экс-мэра.

На этой неделе бывший мэр Пятигорска сам попросил слово у суда. По его мнению, он уже достаточно долго его обдумывал, внимательно слушал показания свидетелей обвинения, оглашения материалов следствия, мнения специалистов и экспертов.

Пути на пост мэра

Начал он свою речь с того, что не признает свою вину, не согласен с обвинением и заявленными судом исковыми требованиями в размере 5,8 миллиона рублей.

«Моя трудовая деятельность началась с бизнеса, а в 2002 году меня назначили заместителем генерального директора ООО „Пятигорскгоргаз“, потом стал и генеральным директором, кем и проработал до 2006 года. Тогда я возглавил список партии „Единая Россия“ на выборах в городскую думу, и мы победили. Так я стал депутатом и привел с собой целую команду единомышленников», — вспоминает Травнев.

На тот момент по уставу города Пятигорска главу выбирали из состава депутатов городской думы. Выбрали Травнева, и он в первый раз стал главой города и председателем думы.

В 2010 году изменился устав города, в том числе в части избрания мэра. Травнев пошел на прямые выборы и выиграл их с результатом 92% голосов — так проголосовали жители.

В 2015 году очередные изменения устава заменили процесс выбора мэра с прямых выборов на утверждение депутатским корпусом. В состав комиссии входили представители муниципалитета и правительства региона. Так Травнев стал в третий раз главой города Пятигорска.

«Глава города — это не просто работа, это миссия. Мне доверяли люди, о чем говорили результаты прямых выборов, и я не мог подвести людей. Поэтому я создал команду профессионалов, которые бы работали по принципам преданности, честности, порядочности, законности и результативности. Некоторые из членов моей команды до сих пор работают в администрации. На протяжении многих лет они меня не подводили, и у меня к ним вопросов никаких нет», — заявил экс-мэр.

Смутные времена

Травнев вспоминает, что до его прихода на пост мэра в городе происходила чехарда во власти: в 2004 году ушел Юрий Васильев, и за несколько лет сменилось четыре или пять человек на этом посту, что никак не способствовало стабилизации городской обстановки, экономики.

«Когда я пришел, Пятигорск был в удручающем состоянии, были большие долги, разрозненная система управления, начиная от городского хозяйства, заканчивая общественной деятельностью. Для понимания скажу, что когда я пришел, бюджет города составлял 1,5 миллиарда рублей, когда я уходил — 4,5 миллиарда. За короткий период времени нам удалось стабилизировать ситуацию, что позволило городу реализовывать большие проекты», — пояснил подсудимый.

Травнев вспоминает, что медицина тогда еще подчинялась муниципалитету и ему пришлось приложить усилия, чтобы навести там порядок, снизить смертность и повысить качество оказания услуг. То же самое касалось общественного транспорта, которого на тот момент в городе почти не было. Постепенно наводился порядок во всех сферах Пятигорска.

«Те задачи, которые мы решали, требовали системного, педантичного подхода. Для этого у меня было 7 заместителей по разным направлениям. Один курировал экономику и сферу ЖКХ, другой — культуру, спорт и молодежную политику и так далее. Каждый являлся исполнителем и реализатором тех задач, которые я давал. Такая структура достаточно эффективна, особенно если строится на профессионализме руководителей подразделения и их команд», — рассказал суду Травнев.

Алгоритм работы

Отвечая на вопросы своих адвокатов, он пояснил, как работала построенная им система управления городом. В частности, речь шла о подписании постановлений разрешения на строительство.

«Документ доходил до меня только в том случае, если все интересанты, которые есть в том или ином постановлении, высказали свое мнение, тщательно проверили постановления на предмет соответствия законам. Для этого администрация устроила тесные отношения с городской прокуратурой — любой правовой акт проходит проверку и экспертизу в прокуратуре. По-другому правовой акт до меня просто не мог дойти», — вспоминает подсудимый.

По его словам, у каждого заинтересованного в этой цепочке перед глазами были инструкции, в соответствии с которыми они действовали.

«Поэтому, если хоть у кого-то, в том числе у прокуратуры, возникло бы сомнение в правильности постановления, в противоречии его с законами, есть заместители, есть управделами, есть я. Надо было просто сообщить даже о малейших сомнениях и все бы разрешилось. Но сомнений ни у кого не возникало», — заявил Лев Травнев.

Он пояснил, что задача любого органа власти — это не решать задачу вручную, а выстроить систему, регулируемую законодательством.

Не по зубам

Напомним, что обвинение Травнева строится на нарушении двух постановлений.

«Знал ли я о постановлениях №1425 и №300, в которых говорится о санитарных и горно-санитарных зонах охраны, о режимах, которые на этих зонах устанавливаются и об их исполнении? Да, я знал о существовании этих зон. В 2011 году по инициативе прокурора Ставропольского края эти зоны поставили на учет», — вспоминает Травнев.

Однако, по его мнению, ясности в этих документах не было. Так, в первой зоне могли по закону находиться только каптажи минеральной воды, а по факту там находятся все санатории, жилые районы, вышка на вершине Машука и здания органов государственной власти.

Список запретных объектов для второй зоны тоже немаленький, но во вторую горно-санитарную зону входит почти половина города — школы, больницы, СИЗО, полиция, опять же жилые дома. Да и в самих постановлениях прописано, что границы охранных зон «условные».

«Это было несоответствие, и эти зоны нуждались в актуализации. В необходимости этих зон ни у кого не было сомнений, но их надо было привести в соответствие с реальностью. Но как бы обвинение не обвиняло меня в том, что я не учитывал зоны, это не так. Мы всегда их учитывали, что видно на уровне проектной документации, которую сейчас оглашают в суде. В документах прописано, что данный вид строений не противоречит смыслу постановлений, нацеленных на сохранение курорта», — пояснил экс-мэр.

По поводу самих документов, подписание которых ему предъявляют в обвинении, он пояснил, что в год только постановлений через администрацию проходит порядка 12-14 тысяч, не считая корреспонденции. Поэтому система фильтрации была выстроена многоступенчатая, многоуровневая, с разными степенями контроля с разных сторон.

По его словам, Пятигорск никогда не развивался хаотически, по каждому вопросу проходили обсуждения, общественные слушания.

«Мы ориентировались не на свое мнение, а на ожидание города в перспективе и ретроспективе. Приоритет курортного направления очевиден. Поэтому говоря о зонах ГСО, речь шла исключительно об актуализации, и мы ее пытались инициировать, но это, к сожалению, не уровень муниципалитета. И рано или поздно ее осуществят», — посетовал Травнев.

Генеральный план

Напомним, что на прошлой неделе эксперт Татьяна Лукашонок, комментируя свои заключения, сказала, что заправки (прим. один из эпизодов уголовного дела) во второй зоне ГСО ставить нельзя, но в комплексном развитии территорий — можно. При этом призналась, что документы по комплексному развитию территорий не запрашивала. Травнев же дал свои пояснения по этому поводу.

«Генеральный план города был принят в 2009 году. Но законодательство и градостроительный комплекс — это живой организм, который постоянно меняется, что-то в него добавляется, что-то из него исключается. В 2009 году там не было никаких обязательств согласования на федеральном уровне — они появились позже. Генеральный план — это же план наступления на десятки лет вперед с учетом всех факторов», — пояснил суду бывший глава Пятигорска.

Он процитировал фабулу обвинения, где говорится, что Травнев своими действиями значительно ухудшил состояние грязей, но в Пятигорске никогда не было ресурса лечебных грязей. То же самое, по его мнению, касается лесов, которых не было на спорных участках, но в вырубке которых его обвинили.

«Все объекты, которые стали эпизодами уголовного дела, были построены не в резонанс с действующим законодательством. Они не только не сказались негативно, они принесли пользу бюджету города. Бюджет города — это в том числе средства, поступающие от размежеванных участков, вовлечения в оборот, налогов. По сути, город живет за счет арендных платежей. Причем размеры арендной платы определяет не администрация, а кадастровая палата по определенным схемам расчета. Я никак не мог влиять на занижение или завышение стоимости. В данном случае, если речь идет о торговле, то все налоги идут в казну города, плюс это дает новые рабочие места», — пояснил свою позицию Лев Травнев.

Он также подчеркнул, что многоквартирный дом, построенный на месте МУП — один из эпизодов дела — помог городу избавиться от кредитов, и при этом там произошло комплексное развитие территории надежным застройщиком, которое также вписывается в градостроительный план.

По словам Травнева, сам он не присутствовал на общественных слушаниях по данным объектам, этим занималась специальная комиссия, однако его удивило, что следствие приобщило к материалам дела два негативных мнения, а положительные, которых было более двадцати, оставило без внимания.

В завершении дачи показаний Травнев снова дал понять, что своей вины не признает и не видит в своих действиях противочений законам. Однако решение, конечно, остается за судьей.

Подпишитесь