Posted 22 сентября 2021,, 10:45

Published 22 сентября 2021,, 10:45

Modified 16 октября 2022,, 19:08

Updated 16 октября 2022,, 19:08

Кроссворд и тревожная кнопка: как в учебных заведениях СКФО обеспечивают безопасность

22 сентября 2021, 10:45
Очередная трагедия в Перми, где студент в университете застрелил шесть человек, вновь подняла вопрос безопасности в учебных заведениях. Как обстоят дела сейчас и какие меры предпринимаются в республиках Северного Кавказа для неповторения подобного, разбирался корреспондент NewsTracker.

Вопрос безопасности в школах, средних и высших учебных заведениях вновь остро встал после трагических событий 11 мая 2021 года в Казани. Тогда был принят ряд мер по противодействию терроризму, а также разработаны новые требования к антитеррористической защищенности объектов образования. О выпущенном в 2019 году правительством Российской Федерации «Постановление № 1006» вспомнили снова, а школы и другие образовательные учреждения обязали как можно быстрее выполнить все его пункты. Однако, не прошло и полгода, как в Перми произошла новая трагедия в местном университете, где погибли шесть человек.

Согласно постановлению №1006, все образовательные учреждения разбиты на определенные категории в зависимости от размеров, количества обучаемых и еще нескольких параметров. И исходя из этого, принимается решение о том, что будет делать учреждение для безопасности обучающихся. Например, школа, которой присвоена первая категория, должна быть оборудована не хуже, чем военная база — КПП, противотаранное устройство, пункт первичного осмотра транспорта, въезжающего на территорию, видеонаблюдение и высококвалифицированные сотрудники охраны. Но это на бумаге. На самом же деле все обстоит иначе. Решение о мерах безопасности для определенного учреждения принимает министерство образования, а вот их реализация полностью ложится на плечи и финансы учебного учреждения. И если одни могут позволить себе почти все из перечисленного списка, то другие — старенькую камеру и охранника предпенсионного возраста.

Как обстоит дело на самом деле?

Северная Осетия-Алания. Пожалуй, это регион, где вопрос безопасности детей должен стоять на наивысшем уровне после трагических событий 2004 года в Беслане. Однако, как рассказал сотрудник министерства образования республики, еще не все объекты соответствуют требованиям.

«Если говорить о процентном соотношении и брать те школы, к которым никогда не предъявлялись самые последние требования, то у нас оснащенность средствами антитеррористической защищенности составляет 92–93%. Это тревожная кнопка, видеонаблюдение, система оповещения, охрана физическая. Но вот новые параметры… с этим дела пока не очень хорошо. Год, полтора — будем оснащать. Все эти дорогостоящие мероприятия сделать сразу невозможно», — прокомментировал ситуацию собеседник.

Карачаево-Черкесская республика. Ситуация здесь обстоит примерно так же, как и в соседней Северной Осетии. Как рассказала сотрудница отдела, отвечающего за безопасность в образовательных учреждениях республики, со стороны ведомства делается все необходимое.

«У нас все образовательные учреждения прошли паспортизацию, категорирование в соответствии с уровнем безопасности, у каждой организации есть паспорт безопасности, который заверен в ФСБ, Росгвардии, МВД. Это все согласовано и утверждено. У них у всех есть план эвакуации, назначенные ответственные лица. Особенно к началу учебного года были предприняты дополнительные меры безопасности во всех образовательных организациях. Этот вопрос всегда стоит у нас на контроле. На это у нас выделяются деньги из регионального бюджета, которые мы направляем в нужные организации», — пояснили в министерстве.

Кабардино-Балкарская республика. Жители республики, как и многие в России, после трагедии в Татарстане переживали за своих детей и требовали усилить охрану образовательных учреждений. Тогда по поручению правительства были организованы внеплановые проверки 330 общеобразовательных учреждений, а глава республики заявил, что везде «установлены камеры видеонаблюдения и ограждения по периметру, также определены ответственные сотрудники и обеспечивается охрана учреждений». А как дела обстоят сейчас?

«Во всех образовательных учреждениях республики ведется постоянный контроль за соблюдением постановления правительства об антитеррористической защищенности. Все школы оборудованы системами безопасности и оповещения, установлены видеокамеры, наняты квалифицированные сотрудники охраны. Работа в этом направлении постоянно ведется, постановления главы правительства выполняются в полном объеме. О полном оснащении пока говорить не приходится — это длительный процесс, но мы не стоим на месте», — рассказали в министерстве просвещения республики.

Чеченская республика. Пожалуй, один из тех регионов, где постановление об антитеррористической защищенности образовательных учреждений выполняется практически в полном объеме. Кроме тревожных кнопок и камер видеонаблюдения в школах, колледжах, университетах за безопасностью следят сотрудники Росгвардии, а на входах имеются даже металлоискатели.

«Все, что необходимо сделать, мы сделали одни из первых, наверное, не только на Северном Кавказе, но и в России, за исключением может быть только Москвы. В нашей республике прекрасно знают, что такое терроризм и как с ним бороться. Наши дети находятся в самых лучших условиях, какие только могут быть. Можете сами убедиться в этом, зайдя в первую попавшуюся школу или институт», — заявил наш собеседник из министерства образования и науки республики.

Дагестан. В отличии от соседей, где по словам местных чиновников, и мышь не проскочит, учебные заведения Дагестана, а точнее их безопасность, оставляют желать лучшего. В крупных городах вроде Махачкалы или Дербента еще можно говорить о каких-то мерах противодействия терроризму, но если взять школу в сельском районе, то максимум, что можно там увидеть, так это проводной телефон и охранника преклонного возраста на входе.

«Да, в селах ситуация не совсем простая. У нас и учителя не всегда легко найти. Но все равно, мы работаем в этом направлении и безусловно предпринимаем меры для обеспечения безопасности школьников и студентов. Видеонаблюдение и тревожные кнопки есть в 98% учебных заведений. Сейчас идет модернизация имеющихся систем безопасности, и в ближайшее время она будет завершена», — пояснил сотрудник министерства образования Дагестана.

И что же дальше?

Итак, если сказать в двух словах, то кто-то что-то делает и вроде бы не придраться. И в самом деле, финансирование есть, но каждое образовательное учреждение само принимает решение, как ему защищать детей. Паспортизация объектов есть, и предписания находятся у ответственных лиц, но если зайти почти в любую школу, то можно увидеть скучающего за кроссвордом мужчину предпенсионного возраста, который нехотя спрашивает о том, кто вы и куда идете. Немного лучше дело обстоит в высших учебных заведениях. Там действительно есть и охранники посерьезнее, и турникеты, и даже несколько камер на входе. Но, как показывает практика, ничего это не спасает от большого количества погибших и раненых.

После стрельбы в Перми в каждом регионе прошли заседания штабов по противодействию терроризму, где вновь обсуждалось, что и как сделать, чтобы не страшно было учиться. А что же дальше? Покажет время.

Испытываете ли Вы страх/тревогу за безопасность своего ребенка, когда он находится в образовательном учреждении (детсаду, школе, колледже, ВУЗе)?
"