Posted 28 августа 2021, 11:37
Published 28 августа 2021, 11:37
Modified 16 октября 2022, 19:26
Updated 16 октября 2022, 19:26
Все также, только денег нет
Общественное движение «Ставрополь — город для жизни» вновь обратилось к проблемам общественного транспорта в краевой столице. В этот раз они пригласили за круглый стол городских перевозчиков и представителя краснодарского общественного движения «Транспортная инициатива» Марину Репещук. В оживленном диалоге участники встречи сравнили ситуацию в разных городах, выясняли позицию пассажиров, перевозчиков, поговорили о причинах ухода водителей в другие сферы, необходимости совершенствования законодательства.
«Наше движение зародилось, когда в 2019 году администрация Краснодара решила ликвидировать троллейбусную линию на центральной улице города. По их мнению, без троллейбусов улучшится внешний вид улицы и там прекратятся пробки. Сначала наша стихийная инициатива была встречена в штыки. Власти испугались огласки и последствий, перевозчики испугались, что общественники полезут к ним в карман, водители были недовольны тем, что над ними появится еще один контрольный орган. Но мы донесли до всех, что улучшить ситуацию мы сможем только все вместе», — рассказала Репещук.
Сейчас общественники в Краснодаре мониторят пассажиропотоки, ежедневно отслеживают количество авто на линиях, и занимаются распределением субсидий. Для ставропольских участников круглого стола последний пункт стал шокирующим.
«В Краснодаре достаточно большая сумма денег выделяется на льготные группы пассажиров, например, на проезд пенсионеров. Также Краснодарские перевозчики получали субсидии во время карантина. Однако деньги распределяет общественная организация, которая „своим“ выделяет денег побольше. Или бывает такое, что субсидии поступают перевозчику, а до водителя не доходят. И водитель „оплачивает“ льготы из своего кармана», — рассказала Репещук.
Однако в Ставрополе перевозчики и водители (речь идет об автобусах и маршрутках) вообще не знают, что субсидии на проезд существуют. Хотя, по озвученной за круглым столом информации, ежегодно на это выделяется выделяется 80 миллионов. Правда, скорее всего эти средства в основном направляются в троллейбусный парк и дачные автобусы.
«Липовые» контракты
Также в Краснодаре общественный транспорт работает на условиях контракта, где прописаны четкие условия, включающие класс машин, тип топлива, наличие кондиционера, информационного табло и другие.
«Некоторые перевозчики хитрят и вместо среднего класса выпускают на линии малый класс, естественно, они не справляются с пассажиропотоком и допускают перевыпуск автобусов. Но это сильно влияет на занятость дорог и становится причиной пробок. Что такое 30 машин вместо 18? Каждый водитель платит перевозчику за право выйти на линию. Конечно, перевозчику выгоднее выпускать больше машин меньшей вместимостью. А ведь эти деньги не оформляются через налоговую. Другие наоборот выпускают на линию две машины, а отчитываются, будто 15. И именно на 15 машин они и получали субсидии», — поделилась наблюдениями Репещук.
Однако, она отметила, что любой пассажир всегда может пожаловаться в Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН) на несоблюдение условий контракта.
Но в Ставрополе все не так просто. Здесь в реестре нет никаких прописанных условий, ни класса машин, ни вида топлива, ни срока эксплуатации авто, то есть пассажир не имеет права жаловаться вообще ни на что.
«В ставрополе такой системы никогда не было. Только сейчас идут разговоры о том, чтобы отобрать хороших перевозчиков. Мы получили контракты в 2015 году на основании условного конкурса администрации. В контрактах ничего не было прописано. И теперь никто не знает, когда у нас заканчивается договор, мы, как перевозчики, совершенно беззащитны», — рассказали водители маршруток Ставрополя.
Именно беззащитностью они пояснили невозможность обновлять состав — нет гарантий, что сегодня они потратят миллионы на новые автобусы, влезут в кредиты, а завтра им продлят контракт. Тем более, что уже в 2022 году сроки контрактов у всех городских перевозчиков разом закончатся.
И многих перевозчиков власти просто терпят, потому что их заменить некем. Но в случае окончания срока действия контракта избавиться от неугодного перевозчика будет гораздо проще.
На днях в открытом доступе появилось постановление правительства Ставропольского края о том, что в городе уберут все маршрутки-дублеры на нескольких самых популярных маршрутах и заменят их автобусами большей вместительности. Однако для частных перевозчиков это не очень хорошая новость, так как они, скорее всего, не смогут пройти конкурс на представленных условиях.
Уход от ответственности
В этом же постановлении говорится о том, что данные маршруты, а именно № 10, 12, 13, 14, 46, переведут с нерегулируемого тарифа на регулируемый. Напомним, что на сегодняшний день все автобусы и маршрутки Ставрополя работают именно на нерегулируемом тарифе.
«Регулируемый тариф предполагает социальную ответственность власти. То есть власть должна понимать, что если она просит перевозчика не повышать цену выше 20 рублей, то она обязана доплатить ему необходимую сумму. Иначе водитель будет работать в ноль или вообще в минус. То есть придется выделять субсидии на покрытие разницы. Но при этом власть имеет право выписать перевозчику предупреждение за некачественные услуги и в случае не исправления проблем в указанный срок отозвать его лицензию», — пояснила представительница краснодарского общественного движения «Транспортная инициатива».
По ее словам, при нерегулируемом тарифе администрация только определяет сеть движения общественного транспорта и больше никакой ответственности ни за что не несет.
«За два дня в Ставрополе я пообщалась с жителями, обычными прохожими и мне рассказали, например, о районе „Перспективном“, где интервал движения 1-2 минуты, но при этом транспорт забивается за 2 остановки. Это говорит о том, что класс вместительности на этих маршрутах необходимо повышать. И если бы тариф был регулируемый, то администрация могла бы заставить перевозчика это сделать. Тем более, что сейчас действует программа 60% субсидии на обновление транспорта», — рассказала общественница из Краснодара.
При этом в Ставрополе при нерегулируемом тарифе власти просят перевозчиков не поднимать цены перед выборами. И это в тот момент, когда стоимость на топливо за неделю поднялась на 10 рублей за литр.
«Мы цены должны были еще летом поднять, но мы откликнулись на просьбы и не сделали этого. Попросили заморозить цены на топливо. На нашу просьбу всем было все равно. Зато к нам пришли и заставляют поставить кассовые аппараты. Мы просто не будем вмещаться в эти 25 рублей», — посетовали перевозчики.
Вообще найти сейчас ответственных за городской транспорт очень непросто. Дело в том, что когда некоторое время назад губернатор принял решение передать троллейбусный парк из-под ответственности мэрии Ставрополя в Министерство транспорта и дорожного хозяйства края, никто не знал, что нельзя разделить транспорт. И в итоге автобусы и маршрутки неожиданно для себя оказались под властью Миндора.
По словам представителей министерства, сам Миндор оказался к этому совершенно не готовым, там нет нужного количества специалистов. Правда, в новом постановлении прописаны конкретные обязанности министерства, такие как мониторинг актуальности, заполняемость и прочее. Но действовать постановление начнет далеко не сразу.
По итогам встречи было решено создать рабочий чат для взаимодействия, обсуждения законодательства, отдельных положений нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». По их мнению, только совместные действия пассажиров, перевозчиков и водителей открывают важные перспективы развития общественного транспорта.