Posted 27 августа 2021, 08:54
Published 27 августа 2021, 08:54
Modified 16 октября 2022, 19:25
Updated 16 октября 2022, 19:25
Подозрительные закупки выявила российская Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.
Одна из наиболее подозрительных закупок на Ставрополье состоялась в конце прошлого года. Горбольница Ставрополя № 3 купила 12 тысяч респираторов по невероятно выгодной цене — больница сэкономила 1300%.
Первоначальный бюджет по итогам аукциона сократился в 14 раз. Вместо выделенных 2,8 миллиона рублей больница потратила 196 тысяч рублей. Купленные респираторы стоили в пределах 16 рублей 40 копеек. Хотя изначально планировалась гораздо более дорогая покупка — по первоначальным расчетам средняя их стоимость оценивалась порядка 230 рублей за штуку.
Эксперты считают такую экономику опасной для врачей и пациентов. «Государственные заказчики по всей стране закупают для персонала медицинских учреждений контрафактные средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), а именно маски-респираторы классов защиты FFP2 и FFP3», — сказано в сообщении ассоциации.
Минимальная цена таких средств защиты, по оценкам федерального Минпромторга, не может быть ниже 40 и 60 рублей.
Причем такая практика обнаружилась не только в Ставропольском крае. По этому вопросу анализ провела ФАС Ленинградской области. Эксперты установили примерную финансовую планку, на которую заказчикам стоит ориентироваться — более чем 10-кратное сокращение цены контракта «может свидетельствовать» о контрафакте.
Эксперты обнаружили целый ряд правовых пробелов в законодательстве, которое регулирует производство средств индивидуальной защиты. Эти недочеты считают основными лазейками для продажи контрафактных масок.
В частности, выяснилось, что производитель даже без клинических тестов имеет право продавать свои маски в течение 150 дней — пока ему не аннулируют временную регистрацию продукции. Остановить потенциально опасное производство раньше законом запрещено — у производителя есть 150 дней на то, чтобы все-таки пройти полный цикл регистрации товара.
«В течение этого срока недобросовестный поставщик может поставлять… недоброкачественные медицинские изделия, тем самым поставив жизнь медработников под угрозу», — считают эксперты Ассоциации «СИЗ».
В результате медучреждения получают некачественные маски, «что неизбежно приводит к росту заболеваемости и смертности среди медработников, а также распространению инфекционного заболевания среди членов их семей и окружающих с вытекающими последствиями», отмечают специалисты ассоциации.
Чтобы снизить риски ассоциация предлагает усилить контроль в этом сегменте производства. Для этого потребуется несколько законодательных новшеств:
— ввести обязательное лицензирование для производителей медицинских масок и респираторов;
— запретить больницам работать с поставщиками, которые не проводили клинические испытания своей продукции;
— исключить маски и респираторы из списка наиболее безопасных медицинских изделий.
Свое предложение ассоциация направила в федеральное правительство. Мнение по этому вопросу высказал Минтруд России. С 2019 года ведомство пыталось предложить совместную разработку более жестких регламентов для производителей медицинских изделий совместно с Минпромторгом РФ, но пока безрезультатно. Первый замминистра Алексей Вовченко заявил, что министерство готово участвовать в случае заинтересованности других ведомств.
В Минпромторге, в свою очередь, признают проблемы с лицензированием. «В министерство поступает информация о фактах закупки в 2021 году государственными заказчиками продукции СИЗОД (средств индивидуальной защиты органов дыхания), вызывающей сомнение в ее легальности и безопасности, а именно: масок-респираторов., предназначенных для защиты при непосредственном контакте с инфицированными», — сказано в сообщении министерства.
С точки зрения антимонопольной службы проблемы как бы не существует. Государственный заказчик всегда имеет возможность свериться с открытыми источниками (имеется в виду реестр Росздравнадзора) и уточнить наличие лицензии у поставщика, отмечают в ведомстве.
На самом деле Росздравнадзор такими сведениями добровольно не делится — только по решению суда или правоохранительных органов. Более простой вариант — запрашивать лицензию у самого поставщика, отметили в ведомстве.