В статье разберем, как жильцу проверить квитанцию ЖКХ на правильность и что делать, если в счете обнаружилась неточность.
Перечень обязательных жилищных и коммунальных услуг, а также тарифы на них устанавливаются федеральным законодательством. В соответствии с ним к услугам ЖКХ относят:
Оплата услуг ЖКХ регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Более подробно порядок начисления оплаты услуг, перерасчета и изменения тарифов можно узнать в Постановлении Правительства № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг».
Эти законодательные акты используются и управляющими компаниями при выставлении счетов на оплату.
Федеральные власти не устанавливают единые тарифы на услуги в сфере ЖКХ. В каждом регионе эти показатели могут различаться – за это отвечают региональные власти. Однако федеральное законодательство ограничивает минимальный и максимальный размер тарифов и устанавливает периоды и порядок их повышения. То есть регионы не могут самостоятельно назначать тарифы, которые больше либо меньше установленных законодательством. Также региональные власти не имеют права повышать тарифы, например, каждый месяц – эти сроки закреплены в Жилищном кодексе.
В отдельных случаях тарифы могут устанавливаться и муниципальными властями. Но, как и в случае с регионами, они ограничиваются федеральным законодательством.
Некоторые услуги ЖКХ могут оплачиваться по тарифам, которые принимаются собранием жильцов, правлением кооператива или ТСЖ. Это касается услуг, которые не входят в перечень обязательных, установленных Жилищным кодексом. Сюда, например, относятся услуги по охране или установке видеонаблюдения.
Размер тарифов, действующих в том или ином субъекте федерации, должен указываться на платежке, которая приходит жильцу. Самостоятельно узнать о размере тарифов в регионе можно на сайте регионального правительства либо на официальном портале Федеральной антимонопольной службы.
Чтобы рассчитать ежемесячный платеж за услуги ЖКХ, необходимо снять показания по индивидуальному счетчику жильца. Это касается услуг водоснабжения, электроэнергии, газа.
Если в квартире нет приборов учета, то для расчета берется единый норматив на услуги ЖКХ, установленный на региональном уровне. Этот норматив может рассчитываться исходя из площади помещения (например, на 1 квадратный метр) либо исходя из количества жильцов, проживающих или зарегистрированных в квартире.
Исходя из этого расчет оплаты можно произвести тремя способами:
Если в доме установлен общедомовой прибор учета, то для расчета общий показатель прибора умножается на установленный тариф и общую площадь квартиры, а затем делится на общую площадь всех квартир в доме.
Ежемесячное начисление оплаты происходит на основании следующих данных: общей площади помещения, количества зарегистрированных в квартире жильцов, показаний счетчиков – предыдущего и настоящего периода, установленного регионами тарифа на услуги или размера норматива.
Кроме этого, ряд граждан имеют право на льготы по оплате услуг ЖКХ. Эти данные также должны отображаться в платежке.
Оплата за ЖКХ, согласно действующему законодательству, должна вноситься жильцом ежемесячно, иначе эта сумма будет учтена в следующем расчетном периоде. Информация о задолженностях квартиросъемщика указывается в платежках на оплату – исполнитель коммунальных услуг должен обязательно указывать эти данные.
Если таких данных в платежке нет, то можно самостоятельно обратиться в управляющую компанию – по телефону или лично. Также проверить свою задолженность можно онлайн: на сайте ресурсоснабжающих компаний в личном кабинете или на портале «Госуслуги».
При непогашении задолженности в течение месяца, следующего за отчетным периодом, УК может начать применять к должнику штрафные санкции. Сначала начисляются пени, а потом в случае непогашения задолженности и пени должнику могут отключить свет, газ или воду на вполне законных основаниях.
Соответствие данных платежки с действующими тарифами можно проверить и самостоятельно, например, через сайт Федеральной антимонопольной службы или официальный ресурс региональных властей. Там имеются ссылки на онлайн-калькулятор коммунальных услуг, куда вбиваются данные жильца и действующие в регионе тарифы.
Если рассчитанные данные не совпадают с суммами в платежке, можно провести более тщательную проверку расчетов:
Также все данные в платежке можно сверить лично, обратившись в УК либо ресурсоснабжающую компанию.
Если данные в платежке указаны некорректно, то гражданин имеет право обратиться к исполнителю коммунальных услуг и потребовать перерасчет начисленной оплаты.
Ответственность за правильность начисления оплаты в данном случае возлагается на управляющую компанию. Лучше обращаться туда письменно, составив запрос о применяемых тарифах с подробной расшифровкой всех статей, из которых он состоит. Таким образом, можно выявить и те услуги, которые были включены в оплату, но не выполняются управляющей компанией. В этом случае коммунальщики должны сделать перерасчет услуги.
Если МКД не обслуживает управляющая компания, то тогда нужно обращаться непосредственно в ресурсоснабжающую организацию – водоканал, электросеть и т.д. Точные реквизиты компании, оказывающей услуги по ЖКХ, указаны в платежной квитанции.
Заявление пишется в двух экземплярах – один из них гражданин должен сохранить у себя, после того как сотрудник УК поставит на нем отметку о получении.
В заявлении указываются:
По закону ответчик обязан рассмотреть жалобу в течение 30 суток от момента получения заявления. Если же ответ не предоставлен либо УК отказывается произвести перерасчет, гражданин может подать жалобу в прокуратуру либо местную Жилищную инспекцию.