Posted 17 июля 2021, 08:31
Published 17 июля 2021, 08:31
Modified 16 октября 2022, 19:33
Updated 16 октября 2022, 19:33
Волну обсуждения запустил полпред президента в СКФО Юрий Чайка. Он высказал свое мнение, что «казаки должны быть территориальным подразделением Росгвардии». Также Чайка рассказал, что передал эту инициативу Владимиру Путину и тот ее одобрил.
В первых рядах, по словам полпреда, на службу в Росгвардии планируют привлекать Терское казачье войско, центр которого базируется на Ставрополье.
Как будет устроена служба казаков в Росгвардии, пока не знает никто. Не слишком подробные комментарии по этому поводу давал только пресс-секретарь Дмитрий Песков. Он обрисовал портрет вооруженного казака на полицейской службе, который будет работать в рядах Росгвардии, по-видимому, подчиняясь гвардейскому уставу. Вот и все, что известно об инициативе спустя неделю после ее обнародования.
«У Росгвардии хватает сил, просто есть регионы, где живет много казаков, места коренного проживания казаков, там их будут брать на службу в Росгвардию… Они станут гвардейцами, у них будет полная субординации и так далее», — цитирует Пескова РИА Новости.
Сближение казаков с полицией началось в 2013 году, когда был принят закон о казачьих дружинах, позволивший казакам нести службу на платной основе совместно с нарядами полиции.
К полноценной полицейской службе казаков уже тоже пытались привлечь. Подобная идея была озвучена в прошлом году. Атаман всероссийского казачьего общества и Кубанского войска Николай Долуда вносил на рассмотрение поправку в Конституцию России, которая могла бы закрепить статус муниципальной казачьей милиции.
Об отношении к этой идее NewsTracker спросил самих представителей казачьих общин на Ставрополье. Большинство беспокоится о нарушении традиционного уклада и об ухудшении имиджа казачества в глазах рядового населения.
В целом, казаки пытаются дистанцироваться от полицейских функций. Они согласны нести регулярную службу, но рассчитывают на более престижные подразделения — на государственной границе, то есть надеются вернуться к истокам.
Практика сотрудничества с полицией в качестве дружинников за несколько лет показала себя с неприятной стороны, считают опрошенные NewsTracker казаки. Большинство говорит о том, что дружинников, не имеющих ни оружия, ни прав задержания преступников, полицейские наряды используют в качестве карманных понятых.
«Переформатирование в Росгвардию — это отвод казаков от традиционного уклада жизни. Стравливают казаков с народом. Сегодня казаки-дружинники — это вспомогательная сила полиции, они готовые понятые рядом. Но у казаков уклад совсем другой — они хлебопашцы, вояки. Поэтому из всего терского войска создать подразделения Росгвардии — это нереально. Кто хочет служить, пусть снимают папаху, подписывают контракт и идут туда служить», — заявил в беседе с корреспондентом NewsTracker атаман Красногвардейского хуторского казачьего общества Виталий Меленяко.
Это мнение поддерживает большинство опрошенных NewsTracker казаков. Переход на службу под руководство командования означает для казака отказ от традиций и ампрекращение службы в казачьих подразделениях.
«Первые казаки всегда были, что называется, пограничники. Всегда были на первых рубежах, что на Кавказе, что в Азии, что на Востоке — охраняли рубежи. У нас другой уклад совершенно. У нас есть батька-атаман. У нас нет званий, у нас есть казачьи чины. У нас есть своя традиция общения. А если начнутся приказы — у казаков это неприемлемо… Только в военном деле, тогда возможно. Но, если объявят команду разгонять демонстрации, я не пойду. И многие казаки так говорят… У нас в уставе прописано, что мы должны помогать народу, но ни в коей мере не быть жандармами», — отметил помощник атамана Изобильненского районного казачьего общества по Труновскому муниципальному округу, сотник Александр Стрижаков.
Ассоциаций казачества с полицией избегают еще и по политическим мотивам. После разгона зимних демонстраций казакам очевидно, что в Росгвардии их будут использовать для подавления митингов. Потомственные казаки не готовы встать на сторону полицейского режима, который дубинками разгоняет мирных демонстрантов.
«Я считаю, что [в отношении казачества] и так много негатива от народа. Много было людей в наших рядах, которые подточили репутацию настоящих казаков. Если дадут команду разгонять демонстрации — я не пойду. И многие казаки так говорят», — отметил Стрижаков.
Вопрос поддержки этнокультурных объединений, по мнению казаков, тоже нельзя сбрасывать со счетов.
«Что, если сейчас в Дагестане многочисленная народность — аланы — скажет: создаются батальоны из казаков, которые будут получать официальную зарплату, оружие им будут выдавать, они будут базироваться. А мы хотим тоже, чтобы наш батальон входил в батальон Росгвардии. Осетины скажут: почему им можно, а нам нельзя? И в принципе они будут правы», — задается вопросом Стрижаков.
Вспомнился и недавний инцидент с велосипедистами в центре Ставрополя, которых силой разгонял разъяренный казак.
«Этот случай, конечно, не украсил казачество. Примерно такой контингент и пойдет в Росгвардии, но уже с расширенными полномочиями. Из казаков туда пойдут малообеспеченные, у кого нет работы. Командованию Росгвардии все равно — казак ты или нет. А нормальный и потомственный казак не пойдет», — прокомментировал Меленяко.
Свою позицию по вопросу сотрудничества с Росгвардией казаки планируют высказать окружному руководству реестрового казачества. По данным источников NewsTracker, сразу несколько казачьих объединений на Ставрополье сейчас готовят письменные обращения с подробным разбором и критикой этой идеи.
Окружное руководство Терского войска тоже готовится к диалогу со ставропольскими казаками. Уже в эту субботу в регионе массово должны пройти советы с участием атаманов районных и городских казачьих обществ. На этих собраниях, как ожидается, казаки впервые смогут высказаться о готовящемся слиянии с нацгвардией.