Posted 10 июля 2021, 07:44
Published 10 июля 2021, 07:44
Modified 16 октября 2022, 19:29
Updated 16 октября 2022, 19:29
Вечная проблема
Насилие педагогов по отношению к детям в учебных заведениях – проблема, существовавшая всегда: например, в Древнем Египте нерадивых учеников школы писцов могли наказать палками, а еще в начале XX в школах передовых государств Европы озорников ждали розги. Однако в данный момент в большинстве стран мира данная практика считается недопустимой и скорее вредной, чем полезной.
Тем не менее, случаи физического воздействия на детей продолжаются. Не обошли они стороной и СКФО. Например, в 2019 году Интернет облетело видео из дагестанского Каспийска. На кадрах из специального коррекционного детского дома видно, как в коридоре молодая женщина несколько раз бьет полуголого мальчика руками по голове. В это время мимо них строем проходят другие дети. За происходящим наблюдают женщина и мужчина, которые вскоре уходят, оставляя истязательницу наедине с мальчиком. После того, как на федеральном телеканале вышел сюжет об этом, в отношении женщины было возбуждено уголовное дело. В процессе расследования выяснилось, что она била сироту «в воспитательных целях».
В том же 2019 году Интернет облетело видео из Кванадинской средней школы в Цумадинском районе Дагестана. На нем сельский учитель в классной комнате кричит на одного из учеников и бьет его по рукам металлической линейкой. Позже выяснилось, что пострадавший ребенок учится в третьем классе. Видео было снято еще в октябре 2018 года, сообщили в министерстве образования республики. Сразу после появления ролика в интернете педагог и директор школы были отстранены от работы. В отношении педагога возбудили уголовное дело.
Ставрополье – не исключение. Весной 2021 года разразился скандал в Георгиевске. Сотрудница детского сада несколько раз ударила ребенка по лицу за то, что мальчик отказывался спать во время тихого часа. Мама ребенка пришла в детский сад №40 за своим сыном и увидела красный отпечаток на его щеке. Женщина опубликовала в соцсетях видео, на котором показала следы от удара. На пост отреагировал официальный представитель администрации Георгиевска и сообщил о начале служебной проверки. Воспитательница была уволена.
Последним стал инцидент в частном детском саду в Ставрополе. На прошлой неделе, в начале июля, мать одного из детей забрала сына с разбитой губой, а сотрудники заявили, что он упал. Через некоторое время мать обнаружила у ребенка ссадины и решила выяснить причины. Для этого она поговорила с одной из сотрудниц.
«По словам сотрудницы, муж воспитательницы бьет детей, которые не умеют разговаривать. Я вызвала скорую, чтобы снять побои, после чего ребенка положили в больницу для обследования», – рассказала женщина. Позже было возбуждено уголовное дело по статье о предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Следователи выясняют, как именно ребенок получил травмы. Назначена судебно-медицинская экспертиза.
Безответственные родители и неподготовленные учителя
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко рассказала, что провела собственную проверку, но учреждение было закрыто.
«Учреждение действует больше года, однако это не государственный детсад, а частная группа присмотра. Отдать ребенка в группу присмотра мама решила в связи с желанием адаптировать ребенка в детском коллективе до посещения детского сада, куда он должен пойти в этом году. Спросом они пользуются, в том числе, из-за недостатка мест в детсадах. Проблема еще и в том, что законодательство запаздывает с такими учреждениями, и они часто никем и ничем не контролируются, и в них может произойти все, что угодно, а они должны быть контролируемыми Роспотребнадзором, Минобром, налоговой», – сообщила Адаменко.
Невозможно со 100% уверенностью говорить, что каждая травма ребенка из детского сада – это побои учителей или сверстников.
«Например, я недавно забрала внука из детсада со ссадиной на подбородке. Он сказал, что упал сам со стула и стесал кожу об ковер, его никто не толкал и не бил. Надо понимать, что это дети, и от ссадин и синяков, получаемых во время игр, они никуда не денутся. Однако есть родители, которые при игровой царапине поднимают шум, считая, что ребенка побили, несмотря на его заверения. Некоторые же, наоборот, молчат, когда дети им рассказывают про побои, когда надо придать вопиющий случай огласке, считая, что «один-два подзатыльника не повредят» или же чтобы не ссориться с учебным заведением», – отметила эксперт.
В целом же ключевой проблемой, по ее словам, является именно родительская.
«Мы вырастили поколение бездарных безответственных родителей, которые считают, что детсад и школа обязаны полностью воспитывать их детей, им проще переложить ответственность за все на учителей и воспитателей. При этом учителя сейчас во многом стали заложниками правовой ситуации: на учителя сейчас можно плюнуть, оскорбить, сорвать урок, а потом обижаться на применяемые меры. Родитель должен быть участником образовательного процесса собственного ребенка, а не надзорным органом, он должен вести диалог и с ребенком, и с учителем», – поделилась мнением детский омбудсмен.
Задача же учителя – решать проблемы посредством контакта с родителями.
«В школах, где открытые директора, где любая возникшая проблема, будь то конфликт учеников, конфликт учителя и учеников, сразу выносится на обсуждение родителей и учителей, такие инциденты практически отсутствуют. А где предпочитают замалчивать, «не выносить сор», где директор – неприступная личность, а классный руководитель – безусловный авторитет, держащий себя с детьми, а иногда и с родителями, только свысока, такие конфликты зреют на протяжении времени, потом и происходят ЧП», –сообщила собеседница.
Еще одна проблема – то, что в пединститутах не учат, как работать с «особенными» детьми, с которыми чаще всего и происходят конфликты.
«С каждым годом растет количество болеющих неврологическими заболеваниями: это и аутизм, и гиперактивность, и дефицит внимания, и неврастенический типаж поведения, и неуправляемость. Родители же предпочитают вместо инклюзивного образования или домашнего обучения отдавать «особенных» детей в обычные классы. А ни учителя, ни одноклассники к этому не готовы – это тоже источник конфликтов. Хотя такой ребенок нуждается в специальном обучении, но родители из-за своих комплексов «мой ребенок не инвалид, не делайте его изгоем» отдают его в простые школы. Над ними издеваются сверстники, отмахиваются учителя, в итоге все накапливается, происходит взрыв, на который учитель не знает, как реагировать и, бывает, реагирует неправильно, физически», – рассказала Адаменко.
Что делать, если вашего ребенка избили?
Основатель и директор Центра Профориентации, семейный психолог, педагог, многодетная мать Светлана Казанцева подчеркнула, что ребенок должен осознавать, что у него всегда есть защита и опора в лице родителей.
«Тогда больше вероятности, что ребенок доверит свои тайны и будет более уверенный по жизни. Любая тревога ребенка – это сигнал. Поговорите, скажите, что доверяете, что не безразличны к его чувствам, настроению и переживаниям. Для ребенка (тем более дошкольника) базовые потребности – любовь и безопасность. Если возникшая ситуация оказалась фантазией, проявите терпение. Не обрушивайте на дошкольника свой гнев. У него была какая-то своя причина на обман. Выясните ее. Это часть воспитания. Извинитесь перед педагогом. И постарайтесь совместно понять, что же побудило ребенка к этому поступку», – посоветовала психолог.
Она также рассказала, как следует действовать в случае, если побои подтвердились.
«Выясните ситуацию с воспитателем, заведующей садика. Если инцидент подтвердится, напишите заявление в двух экземплярах с требованием объяснить ситуацию. Один экземпляр с входящим номером оставьте у себя. Зафиксируйте побои в медучреждении. Проведите экспертизу. У вас должна быть справка на руках. Напишите письма (жалобы) в департамент образования, Министерство образования. Сейчас все можно сделать в электронном виде. Вы имеете право подать в суд», – отметила Казанцева.
Психолог напомнила, что, когда маленького ребенка бьют, он не понимает, что происходит, а последствия могут быть самыми печальными.
«Любой взрослый для детей – авторитет. Вся злость ребенка направляется против себя же. Полученные эмоциональные и психологические травмы (тем более с применением физического насилия) имеют далеко идущие последствия. Они воздействуют на мозг, иммунную систему, запускают воспалительные процессы. От того, в какой атмосфере растут дети, напрямую зависят их реакции на мир, профессиональный успех, способность любить и дружить. Берегите детей! В том числе их эмоциональное состояние. Тогда они будут здоровее и счастливее во взрослом возрасте», – поделилась мнением собеседница.
Также она дала рекомендации руководителям учреждений образования.
«Что касается персонала детских учреждений. Рекомендую руководителям проводить тесты на эмоциональное выгорание и профпригодность персонала. Тренинги оффлайн и онлайн повышения квалификации и командообразования будут также весьма полезны», – указала психолог.