Posted 2 июля 2021, 09:43

Published 2 июля 2021, 09:43

Modified 16 октября 2022, 19:24

Updated 16 октября 2022, 19:24

Дорога в нелегалы: дыры в законе о такси обсуждали на Ставрополье

2 июля 2021, 09:43
Почему на Ставрополье сложно быть легальным таксистом, как во все капканы для нелегалов попадают только лицензированные перевозчики и откуда взять минималку за километр, корреспондент NewsTracker выслушал мнения таксистов, общественников и власти.

В Ставрополе состоялась важная встреча, которая вновь подняла проблемы пассажирских перевозок в городе. В обсуждении несостоятельности системы такси приняли участие заместитель министра дорожного хозяйство региона Борис Борисов, представители ГИБДД, представители некоммерческого партнерства “Наше право” Вячеслав Федосеев и Евгений Романов, представитель союза автоперевозчиков, а также сами таксисты из союза профессиональных водителей такси.

На встречу также пригласили представителей всех агрегаторов, осуществляющих деятельность на территории Ставрополя, но на приглашение отозвалась только “Пчелка”. У остальных в регионе есть представители, но по каким-то причинам они решили не вступать в переговоры.

Скудная статистика

Практически полностью деятельность такси регулируется Федеральным законом №69. Согласно статистике министерства, за последние годы по нарушению данного закона составляется в среднем 15 административных постановлений в год.

“Для края - это мало. В основном, постановления выносятся в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Очень часто документы поступают к нам с просрочкой, когда у нас не остается времени на расследование, или с неправильно составленными протоколами, что тоже мешает нам полноценно разобраться в ситуации”, - пояснили в министерстве.

Также они сообщили, что сейчас поток людей, приходящих за лицензиями, сократился, по сравнению, например, с активным 2019 годом: много аннулированных лицензий, машины переходят из одного парка в другой.

Также оказалось сложно точно сказать, сколько всего на данный момент действующих разрешений на Ставрополье и сколько всего активно работающих таксистов.

Борьба с “легалами”

Одной из первых пришедшие на установочное совещание подняли тему о нелегальных перевозчиках, которые и подрывают рейтинг доверия к такси и могут создавать опасные и аварийные ситуации на дороге, а также уходят от уплаты налогов. Однако, как признаются общественники, все рейды и мероприятия, проводимые в крае, нацелены лишь на то, чтобы наказать легальных таксистов.

“Всегда из потока дергается машина, которую видно, то есть брендированную, с шашечками. Зачастую такие таксисты имеют разрешение, путевой лист. Конечно, можно найти у них какие-то мелкие недочеты. Вот и получается, что легалов наказывают, а нелегалы без опознавательных знаков продолжают таксовать, используя лишь приложение в смартфоне”, - пояснили представитель союза профессиональных таксистов.

По их словам, в некоторых других городах ежедневно проводятся контрольные закупки: вызывается такси, в приложении сохраняется вся информация (марка и номер автомобиля, перевозчик, чек по окончанию поездки), которая потом становится доказательством вины нелегала. По окончанию поездки начинается проверка наличия всех необходимых документов и разрешения, цветографического оформления автомобиля, наличие шашечек и прочее. И далее привлекается к ответственности водитель, вне зависимости от того, является ли он ИП или физическим лицом, и агрегатор, вне зависимости от его месторасположения.

“Благодаря такой работе тот же Яндекс в Краснодарском крае уже перестал отдавать заказы заезжим таксистам. Я когда заезжаю в Сочи, в моем водительском приложении высвечивается “Извините, заказы недоступны, у вас нет разрешения на работу на территории города Сочи”. Можно даже встать на линию, но заказов тебе не дадут”, - пояснил один из таксистов.

Также они отметили, что в Москве вообще на время расследования автомобили у таких таксистов арестовывают и увозят на штрафстоянку, что сильно отпугивает желающих нелегально подзаработать. В то время, как на Ставрополье, число нелегалов, по мнению таксистов, стало просто критическим. Из-за чего честные водители уже не выдерживают конкуренции.

Также общественники призвали ГИБДД участить проверочные рейды. То есть не как сейчас, в лучшем случае, раз в месяц, а ежедневно и регулярно. Потому что в случае единоразовых акций таксисты просто моментально распространяют информацию и не выходят на линию, чтобы избежать штрафов. И только ежедневная работа может принести результаты.

Невозможность работать легально

К слову, в разговоре о лицензиях проявилась еще одна из важных для таксистов проблем. Дело в том, что согласно федеральному закону, только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может получить данную лицензию. По закону физическое лицо не может работать таксистом.

“Сейчас в налоговой появился такой термин - самозанятый. Они точно также платят налоги, но непонятно, почему их нельзя внести в устаревший закон. К сожалению, не у всех есть возможность оформиться как ИП, что вынуждает их либо перевозить людей незаконно, либо использовать какие-то серые схемы”, - пояснили активисты.

Таксисты рассказали, что многие из их коллег работают, например, не каждый день, совмещая перевозки с основной работой, а таком случае им не выгодно открывать ИП, так как налоговый патент просто не позволит им нормально зарабатывать. А вот будучи самозанятыми, они бы вышли на полностью официальный уровень и честно отчисляли ли бы процент от дохода. Что устроило бы и таксистов наличием подработки, и пассажиров обилием машин на линии, и государство, которое перестанет терять прибыль налоговых отчислений.

Сейчас же таксистам приходится платить таксопаркам, чтобы те брали разрешение на себя, хотя сама государственная услуга выдачи разрешения является бесплатной.

Выслушав боль таксистов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства предложил попробовать собрать документы и совместно с общественными организациями выступить на федеральном уровне с инициативой внести изменения в закон, чтобы подстроить его под современные реалии. Естественно, предварительно проработать все юридические аспекты данных изменений.

И снова про деньги

Напоследок на встрече обсудили проблему, которая волнует не только таксистов, но и пассажиров - это цены на поездки.

Напомним, что в последнее время все чаще ставропольцы стали жаловаться на невероятно высокие коэффициенты на поездки. “Пчелка” пояснила, с чем это связано.

“В обычное время, когда водителей на линии много, агрегаторы демпингуют цены. То есть ставят очень маленькую стоимость и доплачивают водителю из своего кармана, а когда таксистов на линии мало, начинают увеличивать цену в 3-4 раза. Я единственный остался - местный. Но как мне с ними конкурировать - не понятно. Также непонятно, куда смотрит антимонопольная служба. Я считаю, что должна быть узаконена минимальная цена за километр”, - пояснил директор ставропольского агрегатора.

По его мнению, минимально километр стоит порядка 17 рублей. И ниже этой планки опускаться - себе в убыток.

Таксисты ещ раз напомнили, что повышенная цена никак не связана с дождем - просто в такие моменты уехать должен тот, кто готов платить.

Все участники встречи сошлись на том, что только начали разбирать проблемы, касающиеся данной сферы жизни края, поэтому впереди у них много работы. Встречи решили проводить регулярно.

Подпишитесь