Posted 17 июня 2021, 10:25

Published 17 июня 2021, 10:25

Modified 16 октября 2022, 19:15

Updated 16 октября 2022, 19:15

Показали, что никто не поможет: почему дело о побеге жительницы Чечни дошло до ЕСПЧ

17 июня 2021, 10:25
На чеченском телевидении вышло интервью с уроженкой Чечни Халимат Тарамовой, которую забрали из квартиры правозащитников в Махачкале. Там девушка сообщает, что не помнит, как оказалась у волонтеров: ее права в семье не нарушались.

Ранее Тарамова записала несколько видео с просьбами не сообщать свое местонахождение никому из семьи из-за угрозы жизни и здоровью. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, почему девушку вернули родственникам, от которых она спасалась.

Журналист, правозащитник, волонтер движения «Марем» Светлана Анохина сообщила корреспонденту Newstracker, что к ней обратились с просьбой приютить человека ориентировочно четвертого июня. Вечером того же дня в квартиру волонтеров приехала уроженка Чечни Халимат Тарамова.

По словам Анохиной, эту квартиру снимала для себя и Майсарат Килясхановой Екатерина Нерозникова. Все вместе они работали над мультимедийным проектом о правах женщин. «Эта квартира была фактически жилой и рабочей для Кати и Майсарат. Мы договорились, что в случае необходимости, так как в городе нет шелтеров и кризисных квартир, которым бы мы доверяли, мы возьмем туда девушек, которые просят помощи», — пояснила она.

Журналист опубликовала в своем instagram два видео, которые сбежавшая Халимат Тарамова записала 6 июня и отправила на сайт МВД РФ. На них девушка просит снять ее с федерального розыска и не сообщать свое местоположение родственникам, потому что «это опасно для ее жизни и здоровья».

«Сначала меня не было в городе, потом я пару дней решала свои вопросы и пришла в квартиру 10 июня, потому что мне позвонили и сказали, что туда ломятся. Мы просто не знали, что проблема настолько серьезная, не знали, кто ее папа», — отмечает Анохина (по некоторым данным Аюб Тарамов — один из приближенных главы Чечни Рамзана Кадырова, директор торгового центра «Гранд Парк»).

Как уточняла Анохина в instagram, сначала в квартиру пришли два человека: участковый и оперуполномоченный. Второй сотрудник опросил Тарамову, чтобы убедиться, что с ней все в порядке. Видео его визита журналист также опубликовала в соцсетях.

Анохина уточнила, что Тарамову нашли из-за нескольких допущенных ошибок. «В частности, девочки выкинули симку, не сломав ее, и телефон выбросили прямо из окна кризисной квартиры. А он продолжает функционировать, даже если отключен и без симки. И они засветились на видеокамере в магазине, куда отправились за какой-то едой. А дальше уже дело техники было — обошли с ее фотографией все подъезды и вычисли примерно, где она может находиться», — сообщила собеседница. По ее словам, сотрудники связались с хозяином квартиры, узнали, кто ее снимает, и все связали.

Журналист рассказала, что после первого визита полиции она поговорила в девушкой, чтобы понимать, с чем имеет дело. «У нее был неудачный брак, хотя она выходила замуж добровольно и даже с радостью, потому что надеялась, что это даст ей немножко больше свободы. Но не получилось, муж ее бил, а мама с папой категорически запретили разводиться и сказали, что назад ее не примут. В Чечне женщина, ушедшая от мужа, не может уйти просто так, снять квартиру и там жить. Она должна вернуться в дом родителей или бежать, как в данном случае получилось», — сообщила Анохина.

Собеседница отметила, что с Тарамовой была девушка по имени Аня. «Я их наблюдала рядом и не заметила никаких признаков плотской любви. Они произвели на меня впечатление двух подруг, которые просто бегут от беды. Мы ведем себя точно так же, когда случается крупная лажа: обнимаем друг друга как родные, потому что страшно и плохо, нужна поддержка. Что там на самом деле в их паре я не знаю, и мне очень неприятно, что эта тема (причастности Тарамовой к ЛГБТ) муссируется», — рассказала журналист.

После первого визита полиции, как сообщила Анохина в соцсетях, оперуполномоченный по телефону пообещал, что перед жильем девушек выставят охрану. Через несколько часов он пришел второй раз, заверив, что один.

Однако в квартиру вошли полицейские из Дагестана и из Чечни, а также родственники Халимат. «Когда к нам начали ломиться в квартиру, я махнула девчонкам рукой, чтобы они бежали в дальнюю комнату. Еще надеясь, что нам удастся как-то отбиться. Так что когда нас вытащили, мы не могли видеть, что происходит внутри. Но по словам Ани, когда в комнату, где они прятались, вошел отец Халимат, она вскочила на подоконник и сказала, что сейчас выбросится, если он будет к ней приближаться», — сообщила журналист. В итоге Тарамову увезли в Чечню.

После возвращения

Чеченская Государственная Телерадиокомпания «​Грозный» 13 июня опубликовала расследование о ситуации с Халимат Тарамовой. На видео сама девушка говорит, что не помнит, как оказалась в квартире правозащитников. «Мои права не нарушаются, я в кругу семьи, родителей, близких. У меня все хорошо. Никакого давления в мою сторону нет, меня все поддерживают, успокаивают», — отмечает Тарамова. В ролике говорится, что правозащитники использовали девушку в своих корыстных целях, и после этого она находится в шоковом состоянии.

Анохина рассказала, что после выхода ролика ей звонят журналисты и спрашивают, не пытают ли и не запугивают ли девушку. «Я отвечаю все время одно и то же. Необходимости пытать абсолютно нет. Необходимости запугивать абсолютно нет. Ей продемонстрировали, что ни российское государство, ни российская полиция, ни слабые силы активистов, волонтеров и правозащитников, которые пытались ее отстоять, ей не помогут. Несмотря на три ролика, записанных ею и отправленных на сайт МВД на имя Колокольцева (Министра МВД РФ генерала полиции России Владимира Колокольцева) с просьбой не объявлять ее в федеральный розыск и не выдавать ее местонахождение родственникам, потому что это опасно для ее жизни, девочку в результате незаконного проникновения на территорию нашей квартиры просто взяли и сдали, передали в руки родственникам. Зачем запугивать дополнительно?», — отметила собеседница издания.

Кроме того, в ролике телеканала отец девушки Аюб Тарамов сообщил, что последние пять месяцев ей оказывали помощь психиатры.

«Во время беседы явных психических заболеваний не обнаружила. Но могу сказать следующее: «Если бы я жила в той обстановке, в которой живет она, судя по ее словам, то у меня бы тоже возникли психические заболевания, и у вас, и даже бы у Бастрыкина возникли, и у Далай-ламы», — сообщила на это Анохина.

По словам журналиста, остальные девушки находятся в безопасности в ее жилье. «Мы вообще никакой помощи Халимат не можем оказать, разве что она еще раз не обратится с просьбой помочь бежать. И я буду помогать, если это произойдет, несмотря на все то, что уже произошло», — добавила правозащитница.

Она пояснила, что движение «Марем» состоит из нескольких активистов, которые решили, что у них есть небольшие ресурсы и знакомства, чтобы помогать женщинам в кризисных ситуациях. «Дать бесплатного адвоката, чтобы человеку помогли оформить развод и определение места жительства детей; направить в суд по делам об изнасиловании; заставить шантажиста убрать компрометирующие фотографии с какого-то сайта. И мы помогали девчонкам бежать, объясняли им, куда, давали иногда приют в своей квартире, связывались с разными правозащитными организациями и кризисными центрами, чтобы те их приняли, если могут. Вот это наша совершенно неоплачиваемая волонтерская работа, которую мы делали. У нас нет возможности проникнуть в Чечню на пузе и выкрасть оттуда Халимат или хотя бы поговорить с ней и узнать, что ей нужно», — добавила Анохина.

В видеосюжете Тарамова также говорит, что не причастна к организации, название которой не уточняется в ролике. «Я возмущена тем, что пишут обо мне. Это все не про меня, и я считаю неправильно такие слухи пускать, если я никакого участия к этому не имею», — сообщает девушка.

Пресс-секретарь «Российской ЛГБТ-сети» (признана в России «иностранным агентом» — Newstracker) Тим Бесцвет сообщил корреспонденту, что впервые Халимат Тарамова обратилась на горячую линию организации 28 мая, став жертвой преследований и насилия на почве сексуальной ориентации. «Девушка подвергалась побоям внутри семьи и угрозам, провела последние полгода практически взаперти и без доступа к средствам связи, боялась за свою жизнь на территории региона», — уточнил он. Пресс-секретарь пояснил, что «Российская ЛГБТ-сеть» обратилась к движению «Марем», чтобы найти жилье для девушки в Дагестане.

Бесцвет отметил, что на текущий момент в интернете появились видеозаписи с Халимат Тарамовой, где она находится в кругу семьи. «Однако, мысли о том, что происходило за кадром этих видеозаписей, вызывают сомнения: не стоит забывать, что девушка стремилась покинуть территорию Чеченской Республики», — сообщил представитель организации.

По его словам, «Российская ЛГБТ-сеть» направила обращение в ЕСПЧ по 39 правилу (применяется только тогда, когда все национальные способы правовой защиты исчерпаны и существует очевидная и неизбежная угроза непоправимого вреда жизни и здоровью человека) и получила ответ. «ЕСПЧ запросил у РФ местонахождение Халимат и задал вопросы об основании задержания Тарамовой в Махачкале, а также о причинах ее доставления в Чечню», — заключил он.

Корреспондент Newstracker обратился за комментарием к российской фемактивистке и основательнице телеграм-канала «Женская власть» Залине Маршенкуловой, которая активно борется за права женщин, и шеф-редактору RT, феминистке, автору телеграм-канала Baronova Марии Бароновой, однако не получил ответа.

Представитель пресс-службы МВД по Республике Дагестан сообщил, что они не дают комментариев. По контактному номеру отдела информации и общественных связей МВД по Чеченской Республике с сотрудниками связаться не удалось.

Подпишитесь