Posted 29 мая 2021, 10:15

Published 29 мая 2021, 10:15

Modified 16 октября 2022, 19:04

Updated 16 октября 2022, 19:04

Нужно кричать «Волки!», или почему на Ставрополье годами не справляются с градом

29 мая 2021, 10:15
Почему из года в год, несмотря ни на предупреждения синоптиков, ни на противоградовую службу, град вредит посевам и имуществу граждан – разбирался NewsTracker.

Вечная проблема

Ставропольский край – аграрный регион, и одним из самых опасных метеорологических явлений для него является град. Он выпадает почти каждую весну, приводя к значительным убыткам. Так, 27 апреля 2016 года крупный град повредил 25 тысяч гектаров посевов сельхозкультур. После этого губернатор Владимир Владимиров поручил расширить сеть пунктов по воздействию на градовые облака, сообщила пресс-служба главы региона.

«По словам начальника Ставропольской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические процессы Ирины Акимовой, в последнее время изменился характер и локализация образования градовых облаков над регионом и в соседних территориях. Зарождение и выпадение града стало случаться и в районах, не охваченных пунктами воздействия на градовые облака», – отмечал тогда глава региона. Также он поручил защитить границы региона от прихода градовых облаков с сопредельных территорий, на некоторых из которых не ведутся противоградовые работы.

«Если мы финансируем противоградовую службу, крупный град выпадать в Ставропольском крае не должен», – заявил Владимиров.

Одним из самых неприятных был для региона 2018 год, когда 1 июля прошел особо сильный град. Ледяные осадки пришли с территории Краснодарского края и выпали на территории 6 районов. По данным министерства сельского хозяйства региона, он уничтожил и повредил более 20 тысяч гектаров полей. Урожай на 2,3 тысячи гектарах был уничтожен полностью.

В минувшем году также были зафиксированы несколько случаев. В начале мая в районе Кавказских Минеральных Вод ледяные осадки были такими сильными, что снегом укрыло все поля. Пострадали и другие районы. Так, в селе Журавском Новоселицкого района люди были вынуждены прятаться от града размером с небольшое яйцо или теннисный мяч. Градины побили посевы, повредили машины и крыши домов, привели в негодность теплицы на частных подворьях.

Опять беда

И в 2021 году не обошлось без неприятностей. В субботу, 22 мая, в ряде населенных пунктов на территории 8 округов Ставропольского края выпал град.

«Эпицентр развития градовых облаков образовался в Андроповском и Георгиевском муниципальных округах. По данным ФГБУ «Ставропольская военизированная служба», сверхмощное градовое облако зародилось на расстоянии 16 км от защищаемой территории на территории Карачаево-Черкесской республики и, развиваясь в естественных условиях, быстро достигло параметров 4-й категории (сверхмощной конвективной ячейки, из которой выпадает град катастрофической мощности)», – сообщили в министерстве сельского хозяйства региона.

Жители рассказывают, что местами, например, в Кисловодске, градины достигали размера куриного яйца. Стихийное бедствие повредило кровли, частично выбило посевы, пострадало имущество местных жителей. В числе наиболее пострадавших округов – Новоселицкий, Андроповский и Георгиевский.

Губернатор в социальных сетях назвал град «испытанием для многих жителей Георгиевского округа» и отметил, что данная территория не была защищена.

«К сожалению, пострадавшая территория не входит в зону действия противоградовых установок», – написал Владимиров.

Интересно, что на противоградовые мероприятия было выделено немало средств.

«Для снижения негативного влияния градовых процессов на сельскохозяйственное производство ежегодно из бюджета Ставропольского края выделяются денежные средства на проведение противоградовых работ. В 2021 году на эти цели выделено 50 млн рублей», – отметил первый замглавы аграрного ведомства края Вячеслав Дридигер.

На сайте минсельхоза указывается, что ведомство заключило государственный контракт с ФГБУ «Ставропольская военизированная служба», в рамках которого служба в течение месяца, с 8 мая по 8 июня, охватит защитными мероприятиями 830 тысяч гектаров. В этот раз с градом тоже боролись.

«Специалисты ФГБУ «Ставропольская ВС» провели активное воздействие на 5 конвективных ячеек, израсходовав 138 изделий типа «Алазань-6». В противоградовых работах были задействованы 6 из 7-ми пунктов воздействия Андроповского округа в районе сел Курсавка, Казинка, Куршава и станицы Воровсколесской», – указали в ведомстве.

При этом непонятно, почему, несмотря на поручение губернатора 2016 года, Георгиевский округ остался без защиты.

Потери

Министерство сельского хозяйства сообщило, что в общей сложности от градовых процессов пострадали посевы сельскохозяйственных культур на площади 13 тысяч гектаров.

«В том числе озимой пшеницы – 10 тысяч гектаров, озимого ячменя – 1 тысяча гектаров, кукурузы – 0,5 тысячи гектаров, подсолнечника – 1,2 тысячи гектаров, кормовых – 0,3 тысячи гектаров. На площади 10 тысяч гектаров зафиксированы повреждения сельхозкультур до 50%, от 50 до 99% – на площади 185 гектаров, полностью погибли посевы на площади 2,8 тысячи гектаров. Сельхозтоваропроизводители в пострадавших округах продолжают наблюдение за посевами, а также планируют произвести пересев», – подчеркнул первый заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Вячеслав Дридигер.

Также град нанес ущерб не только посевам, но и объектам инфраструктуры, животноводства, сельскохозяйственной техники. А застрахованными оказались немногие посевы.

«Часть пострадавших посевов аграрии предусмотрительно застраховали: 2,5 тысячи гектаров застраховали в ООО ОПХ «Луч» Новоселицкого округа и 0,2 тысячи гектаров – ООО «Ставропольский конный завод № 170» Александровского округа», – сообщили в ведомстве.

Помимо посевов, пострадало и имущество граждан.

«Наиболее сильно пострадали станица Незлобная Георгиевского округа и село Елизаветинское Благодарненского округа. Комиссии по оценке ущерба приступили к работе утром 23 мая. Уже выявлены повреждения более 550 частных домов. В основном пострадали кровля и окна. Подворовые обходы для установления объема повреждений продолжаются», – сообщили в правительстве Ставропольского края.

В министерстве ЖКХ отметили, что из аварийного запаса компенсируют людям потери.

«Представители министерства и краевой противопожарной и аварийно-спасательной службы на местах оказывают методическую поддержку специалистам органов местного самоуправления по оформлению документов. На их основании из краевого аварийного запаса будут оперативно выделены материалы для восстановления зданий», – указано на сайте ведомства.

Депутат Думы Ставропольского края Валерий Назаренко, представляющий интересы избирателей, в том числе, наиболее пострадавшей станицы Незлобной, рассказал о ходе восстановления.

«В основном пострадали кровли, сделанные из шифера, так как в станице много старых домов с крышами из этого материала. Минусом является и то, что люди надеются на авось и не страхуют свое имущество, а эта мера могла бы помочь. Заявки на помощь материалами или деньгами подали владельцы порядка 1380 домовладений. На территории от администрации работает 25 комиссий, изучающих все заявки. Работы много, шифер выдается, доставка осуществляется бесплатно. Материалы выдаются за счет Минстроя, на это предусмотрено порядка 20 миллионов рублей. Поддержка людям оказывается, как быстро все придет в норму, зависит от исполнительной власти», – рассказал парламентарий.

«Бьющийся шифер заменяют бьющимся шифером»

Руководитель межрегиональной НКО «Правосознание» Светлана Виноходова, ранее занимавшая должность главы Пригородного сельсовета, поделилась мнением по ситуации.

«Согласно Жилищному Кодексу, каждый собственник несет ответственность за свое имущество и последствия, которые могут с ним произойти. Обратите внимание, у людей до сих пор крыши покрыты шифером, то есть материалом, который уже почти нигде не используется и это происходит либо от неграмотности, либо от крайней нищеты. А у каждого строительного материала существует свой срок эксплуатации и в основном градом побиты крыши у людей, у которых этот шифер лежит давным-давно и все сроки прошли. То есть люди либо не следят за этим, либо не имеют возможности его поменять. А менять можно хотя бы на металлопрофиль, тем более, что по ценам он почти равен шиферу», – указала собеседница.

При этом власть продолжает потворствовать сооружению «шиферных» крыш.

«У людей бьется шифер, но им вместо него выдают шифер. И в закупках стоит шифер, хотя на эти деньги можно купить металлопрофиль. Почему они этого не сделали? Потому, что посчитали, что первой группе пострадавших дали шифер, а если второй группе пострадавших дать металлопрофиль – это будет несправедливо. В итоге град бьет шифер и людям опять выдают шифер ради «справедливости». Это говорит о непродуманности ситуации заранее, вроде того, как каждый год зима наступает “внезапно”», – рассказала Виноходова.

Она отметила, что многие люди свято уверены в том, что власти должны им ремонтировать все, на самом деле – это не так.

«Законодательство предполагает помощь в случае полной потери жилья – тогда людям предоставляется временное и выплачивается единоразовая компенсация. Но выплачиваемые суммы, к сожалению, не восполняют стоимость полностью утраченного жилья. В законе есть перечень предметов первой необходимости, подлежащих компенсации. Очень странно, что там нет кровли, а есть, например, телевизор. Решения по предоставлению шифера принимаются в регионах, которые выдают на местах стройматериалы или компенсируют их стоимость. У нас это решает Комиссия по ЧС Ставропольского края», – напомнила собеседница.

Среди других проблем она назвала страхование, непродуманное законодательство и безынициативность чиновников.

«Еще важный момент – люди боятся страховаться и не доверяют институту страхования. А в большинстве страховых компаний град и вовсе не страхуется. Необходимо вносить вопрос страхования при граде на обсуждение в федеральном законодательство. Вечная беда – у нас все боятся проявлять инициативу. Чиновники небольшого уровня, например, главы округов, поставлены в ситуацию страха принять решение даже при ЧС. Без комплексного решения проблем, связанных с ЧС, с четкими формулировками в законах дела не будет», – подчеркнула эксперт.

Метеорологическая близорукость

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец напомнил, что существуют методы, которые позволяют точно предсказать град за сутки.

«Есть методы, позволяющие рассчитывать кучево-дождевые облака, которые переходят из дождевого в грозовое, а из грозового – в градовое состояние. К этому подключаются «глаза и уши» метеорологов - метеорологические радиолокационные станции, с ними вообще проблем нет – они указывают максимально точно, куда надвигается бедствие и с какой скоростью. В любом случае, хотя бы несколько часов для населения они способны точно выиграть и минимизировать риски. На регион вполне достаточно одного метеорологического доплеровского локатора, который позволяет рассчитывать и муниципалитет, и время начала града», – рассказал специалист.

Проблема и в ныне существующей системе предупреждения, которая опирается больше на перестраховочные прогнозы.

«Перестраховка всегда снижает уровень «боевого порога» для принятия решения для применения метеорологической артиллерии – ее же невозможно каждый раз ставить в боевую готовность. Поэтому и эффективность ее невысока. Местные гидрометслужбы ретранслируют систему оповещения и предупреждения на МЧС, а там серьезных специалистов, скажем прямо, не хватает. То есть МЧС выступает «передаточным звеном» между гидрометслужбой и людьми и не в состоянии донести до населения, что в конкретном случае тревога серьезная, а не дежурное предупреждение. Люди привыкают к этим СМС и игнорируют информацию, а когда нужно кричать «Волки!», никто не обращает внимания», – поделился наблюдениями Тишковец.

Проблема и в слабой квалификации современных синоптиков.

«Снижение общего профессионального уровня началось в 1990-х годах. Эта сфера непопулярна потому, что в ней платят копейки, поэтому работают, в основном, пожилые люди либо от безысходности, либо действительно «фанаты своего дела». А молодежь не хочет идти в «непрестижную» профессию, в итоге ситуация ухудшается. Подытоживая, еще раз отмечу: низкий уровень подготовки, недостаточный уровень оснащенности и непривлекательность профессии как таковой создают нынешнюю не привлекательную ситуацию», – указал эксперт.

Интересно, что если в некоторых регионах доплеровских метеолокаторов, упомянутых Тишковцом, нет вообще, то на Ставрополье – целых два. В 2012 году СМИ пафосно сообщили о запуске первого в России доплеровского локатора в Минводах, а позже он был установлен и в Ставрополе. Тем не менее, ситуация остается прежней.

Подпишитесь