Posted 7 марта 2021, 07:39

Published 7 марта 2021, 07:39

Modified 16 октября 2022, 18:52

Updated 16 октября 2022, 18:52

Весенние потопы: готов ли Ставропольский край к сезонным «наводнениям»

Весенние потопы: готов ли Ставропольский край к сезонным «наводнениям»

7 марта 2021, 07:39
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
С наступлением весны вопрос паводков, грозящих населенным пунктам, вновь становится актуальным. Готов ли Ставропольский край к сезонной проблеме – разбирался NewsTracker.

К ЧП готовы!

Ранее Минприроды Ставропольского края сообщило, что на борьбу с паводком в прошлом году потратили более 1,1 миллиарда рублей.

Федеральный центр перечислил 916 миллионов рублей, еще 200 миллионов добавили из региональной казны. Все запланированные работы были выполнены в полном объеме.

Так, расчистили более 22 километров русел «проблемных» рек Калаус, Суркуль, Карамык, Чла, Невинка. Выполнили капремонт гидротехнических сооружений на реке Ладовская балка.

Также создали мобильное приложение системы «Водные объекты», установили автоматические гидрологические посты с модулем оповещения. Министр Андрей Хлопянов заявил, что в этом году на противопаводковые мероприятия выделили 452,9 миллиона рублей. Планируется провести работы по расчистке русел рек Джемуха, Грязнушка и Золотушка.

Администрация Ставрополя сообщила, что городу удалось получить паспорт готовности к весеннему половодью и паводкам. Документ был согласован с федеральными структурами, его утвердил сити-менеджер Иван Ульянченко. При этом в городе отсутствуют территории подтопления от крупных рек, но из-за осадков не исключены дождевые паводки.

Не все так хорошо

Экологический активист из Ставрополя Александр Речицкий отметил, что настоящие паводки в глобальном смысле, когда река выходит из берегов и затапливает значительные площади, краевой столице не грозят благодаря географическому расположению этого города – на высоком холме. Однако, не все так радужно.

«В этом году окончание зимы выдалось очень снежным, и весь снег с потеплением превратится в большой объем воды. В конце апреля-начале мая Ставрополь подвержен ежегодным сильным ливням. И тут природное явление сталкивается с несостоятельностью городской ливневой канализации. Она просто не приспособлена для водоотведения в таких объемах, а в некоторых местах вообще отсутствует», – рассказал собеседник.

Некоторые улицы города регулярно затапливаются.

«Они натурально превращаются в реки на несколько часов и даже дней. Это перекрестки Кулакова-Юности, Октябрьская-Макарова (здесь можно наблюдать уникальный эффект гейзера, когда вода бьет из люка вертикально вверх на пару метров), Киринский мост, 50 лет ВЛКСМ-45 параллель, улица Тухачевского в Перскпективном, Доваторцев-Пирогова», – напомнил про «болевые» точки города активист.

А когда худо-бедно дождевая и талая вода все-таки уходит с улиц, в большинстве случаев – через ливневую канализацию, то она попадает в городские реки.

«И тут наступает вторая фаза. Дождевая вода значительно поднимает уровень рек, вызывая локальную эрозию берегов. Это типично для рек Ташла и Грушевая. Ежегодно высокая вода смывает часть участков с огородами у частных домов вдоль реки. Власти эти берега не укрепляют. С городскими реками странная ситуация, из-за пересечения зон ответственности ведомства «играют в футбол» и перекидывают ответственность друг на друга, а иногда и вовсе саботируют друг другу деятельность. С реками вне города такое происходит реже, там «хозяин» один», – рассказал Речицкий.

Поэтому местные жители вынуждены сами решать проблемы.

«Они укрепляют берега сами стихийно, бытовым мусором. Да и просто часто используют реку как мусорную свалку. В итоге сначала вода во время паводка поднимается локально еще сильней в месте мусорного затора на реке, а потом начинает смывать мусор, которым укреплен берег и овражистые склоны. Мусор отравляет воду и захламляет русло, готовя почву для следующего подъема воды во время ливня», – отметил собеседник.

Кроме того, не везде разливные сооружения ливневой канализации организованы по всем правилам и законам.

«Часто они вообще бесхозны и никем не контролируются. Во многих местах перед изливом отсутствует инфраструктура фильтрации воды от мусора. А на улице Пирогова излив сделан перпендикулярно руслу реки Грушевая и во время паводка подмывает противоположный берег», – поделился наблюдениями Речицкий.

Что на КМВ?

Экологический общественник из Кисловодска Павел Мартиросов сообщил, что в городе-курорте тоже есть свои проблемы с подтоплениями.

«Обычно паводки в Кисловодске самые сильные в летний период, что связано с таянием снегов в горах. Еще страшнее при сильных летних ливнях – речки выходят из берегов. Ведь вместо того, чтобы проводить работы и предугадывать ситуации, у нас в нарушение всех правил застраивают прибрежные участки. Меня также волнует факт строительства в устье Подкумка спортивного комплекса. А ближе к Белому Углю выстроена теплица. На мой взгляд, это грубейшее нарушение. Эти сооружения близко подходят к зоне подтопления», – поделился мнением Мартиросов.

В администрации Кисловодска сообщили, что за текущей ситуацией наблюдают сотрудники диспетчерской службы Кисловодска, ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю и Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. По состоянию на 1 марта, гидрологическая обстановка на территории города-курорта удовлетворительная. Наблюдается таяние снежного покрова, выпали достаточно большие осадки.

«При этом рост уровня воды в реках не наблюдается и ледовых явлений в виде заберег, как говорят профессионалы, нет. Мониторинг гидрологической обстановки осуществляется путем замера уровня воды гидрологическими постами, они расположены в Кисловодске на реках Подкумок и Аликоновка, уровневых отметок на Эшкаконском водохранилище и метеоданных о прогнозе неблагоприятных погодных явлений, количества выпавших осадков», – рассказали сотрудники пресс-службы.

В городе предусмотрен резерв материальных и финансовых средств в размере 10 миллионов рублей.

«Общая группировка сил и средств, привлекаемых на ликвидацию ЧС, вызванных паводком на территории Кисловодска, составляет около 80 человек и 40 единиц техники. Органы управления, силы и средства к реагированию на возможные ЧС готовы. На минувшей планерке или аппаратном совещании администрации города начальник управления по безопасности ГО и ЧС администрации города Сергей Грачев доложил, что текущий мониторинг состояния Эшкаконскго водохранилища показывает, что, несмотря на обилие снежного покрова и процесса таяния снега, находится на отметке ниже 18 метров контрольной отметки», – рассказали в администрации.

В Ессентуках, согласно данным мэрии, также все хорошо, 17 марта 2021 года планируется проведение заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в городе-курорте.

Силами спасателей в городе обследуются русла рек на предмет выявления участков потенциальных заторов и мест скопления мусора.

«Совместно с УЖКХ администрации Ессентуков ведется очистка от бытового мусора, веток, упавших стволов деревьев русла реки Бугунта. В 2019 году был заключен контракт на объект «Защита поселка Белый уголь от паводковых вод реки Подкумок и Большой Ессентучек Предгорного района». Берегозащитное сооружение, протяженностью 1342 метра, при прохождении по реке больших паводков позволит защитить от затопления и разрушения жилую застройку и коммуникации на площади 12 гектаров поселка Белый Уголь. Экономия вероятного ущерба – 620 миллионов рублей», – рассказали в мэрии.

Аналогичный контракт был заключен на объект «Берегоукрепительные работы на реке Подкумок в районе улицы Шмидта «Ессентуков». Экономия вероятного ущерба – 900 миллионов рублей.

В декабре 2020 года были окончены работы на реке Бугунта от моста на улице Гаевского до переулка Ударный (длина 872 метра), что позволит защитить от подтопления семь домов.

Что делать?

Александр Речицкий считает, что для решения проблем паводка, прежде всего, нужно основательно заняться очисткой русел городских рек и укреплением их берегов.

«Но для этого нужно добиться, чтобы ведомства жестко разграничили ответственность за уборку рек и их берегов. Это необходимо, чтобы власти не могли избежать уборок любой ценой. Для этого нужна скорее всего законодательная инициатива, в которой четко прописаны границы ответственности и обязанности муниципалитета, а также заложен бюджет на найм специализированной подрядной организации. Этим должны, по идее, заняться муниципальные депутаты», – поделился мнением собеседник.

Урбанист Влад Бойков также поделился рекомендациями.

«Паводки, в основном, возникают из-за того, что воде некуда деваться, поэтому решать прежде всего нужно этот вопрос. У нас обычно идет дорога, потом сразу бордюр и сверху газон. В итоге с газона все льется, по дороге все течет, впереди располагается всего один непонятный люк и в него пытается пробиться вся масса воды. Надо сделать ливневые канализации, поднимать тротуары, делать переход между тротуаром и газоном, отбивать их друг от друга каким-то дополнительным покрытием. Во многих странах Европы по бокам от дороги везде есть тонкая ливневка – почему бы не взять это как пример?», – задается вопросом эксперт.

Подпишитесь