Posted 21 февраля 2021, 11:31

Published 21 февраля 2021, 11:31

Modified 16 октября 2022, 19:04

Updated 16 октября 2022, 19:04

Транспортный коллапс: почему от рейдов ГИБДД страдают жители Ставрополя

Транспортный коллапс: почему от рейдов ГИБДД страдают жители Ставрополя

21 февраля 2021, 11:31
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Кто виноват в транспортном коллапсе, почему рейды ГИБДД не повысят качество перевозок и как долго обычным ставропольчанам страдать от частных маршруток, разбирался корреспондент NewsTracker.

Первопричина

На прошлой неделе сотрудники ГИБДД в Ставрополе и Шпаковском районе провели всероссийскую операцию «Автобус». Охоту на водителей автобусов и маршруток в Ставрополе вели скрытые патрули ДПС: следовали за движением транспорта и снимали нарушения ПДД на видеокамеру.

На первый взгляд, необходимость проведения таких рейдов заметна каждому горожанину, потому что жалобы на качество предоставления услуг общественного транспорта в социальные сети льются просто потоком. Но вот благие намерения опять обернулись катастрофой.

12 февраля госинспекторы технического надзора вышли в рейд, чтоб проверить наличие у водителей документов, медосмотра, техническое состояние машин, условия перевозки пассажиров, соблюдения режима труда и отдыха.

Но по приезду в пункты выпуска маршруток оказалось, что недобросовестные перевозчики не выехали на работу. Из-за этого с раннего утра на остановках города скопилось большое количество пассажиров, которые не могли уехать и ждали транспорт часами.

Самыми частыми нарушениями, по сообщениям источников, в этом году стали проезд на красный сигнал светофора, пренебрежение разметкой, поворот без использования поворотника, езда с непристегнутым ремнем безопасности и разговоры по телефону во время движения.

NewsTracker обращался в ГИБДД по Ставропольскому краю, чтобы более подробно узнать об операции, ее целях и результатах, однако официальный запрос в ведомство остался без ответа.

Впрочем, согласно новостным архивам, операция «Автобус» проводится не менее 3-х раз в год и каждый раз «внезапная» акция буквально парализует город.

Новая голова

Ситуацию накалило еще и то, что сервисы такси моментально отреагировали и взвинтили стоимость услуг в 2-3 раза. Гневные посты от горожан, которые не могли добраться до своих рабочих мест, засыпали социальные сети и аккаунты администрации.

Однако, у городского транспорта не так давно случились изменения в «руководстве».

Напомним, что законом Ставропольского края с 1 января 2021 года перераспределены полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом между органами местного самоуправления городского округа города Ставрополя и органами госвласти Ставропольского края. Теперь все это оказалось в ведомстве министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.

В министерстве пояснили, что им осуществляется контроль над соблюдением условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и требований, утвержденных постановлением правительства Ставропольского края от 28.07.16.

По словам специалистов Минтранса региона, согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа Ставрополя, ранее администрацией города к перевозке пассажиров по регулярным маршрутам было допущено 1880 автобусов. Муниципальный автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Ставрополе, отсутствует. В то же время, в условиях возросшего пассажиропотока значительная часть нагрузки была компенсирована слаженной работой 55 троллейбусов Ставропольского троллейбусного предприятия.

Однако предоставить число автобусов и маршрутов, не вышедших на рейсы из-за операции «Автобус», собеседник не смог.

«В настоящее время по фактам нарушений расписания движения транспортных средств, обслуживающих муниципальные маршруты регулярных перевозок в Ставрополе, отраженных в многочисленных обращениях граждан, министерством проводится проверка. По результатам проверки лица, ответственные за нарушения условий Свидетельства и Требований, будут привлечены к административной ответственности», — сообщили в министерстве.

День без работы

NewsTracker удалось поговорить с одним из водителей маршруток, который пожелал остаться неизвестным. Он рассказал, что в профессии уже много лет и успел поработать на нескольких маршрутах.

«Я работаю как индивидуальный предприниматель. Что наработал, все мне. Сам регулирую свой рабочий день. Про проверку сообщили другие водители, я прикинул, что выходить на работу себе дороже», — признался собеседник.

По его словам, какой бы честный водитель не был, все равно остановят, продержат на посту на проверке документов, половина пассажиров разбегутся за это время и самый час пик, когда люди едут на работу и салон забит, не принесет много заработка.

«А сотрудники всегда найдут, до чего докопаться, еще и штрафы выпишут, в итоге что получаем? Работу в минус. А еще топливо, свое время. Да, я в этот день решил устроить себе выходной. Людей жалко, но меня никто жалеть не будет», — признался водитель.

По его словам, многие, кто погнался за деньгами пассажиров или решил выполнить свою работу, несмотря ни на что, в итоге пожалел о своем решении. Спешили выполнить работы, нарушая правила — попади на камеру, взяли больше людей, чем мест в салоне — штраф.

Вот и получилась безвыходная ситуация — ГИБДД выполняет свою работу, водители стараются сохранить свои деньги, а страдают обычные горожане, у которых тоже и работа, и потеря денег. Но это обычно мало кого интересует.

Провальная транспортная система

В причинах и вариантах решения головоломки NewsTracker помог разобраться эксперт «Городов за здравый смысл» Андрей Черняков. Вообще, по мнению урбанистов, такая форма работы, как рейды, не приносит результатов, в данном случае нужен постоянный контроль, а не разовые акции.

«Есть мнение, что как только информация о рейдах поступает в ГИБДД, ее тут же сливают маршрутчикам. Многие горожане рассказывали, как за день до рейда водители обзванивали друг друга с предостережениями о проверке. А такая форма контроля имеет смысл только совместно с эффектом неожиданности, иначе все происходит как в Ставрополе, когда недобросовестные водители просто не выходят на рейсы, и ГИБДД остается проверять только тех, кто уверен в своей невиновности, у кого все в порядке с документами и транспортными средствами», — рассказал собеседник.

Однако, по его мнению, даже если в ГИБДД решат проблему со сливом информации, все равно первые же водители, которые попадут под проверку, моментально оповестят через мессенджеры всех своих коллег, и те смогут сойти с рейса. То есть в любом случае, сохранить эффект неожиданности не получится, а значит рейды действительно устаревшая форма работы.

Черняков отметил, что вторая проблема — крайне низкая доля муниципального транспорта — всего лишь около 3% от всего общественного транспорта города. То есть ежедневно в будние дни на маршруты выходит 1100-1400 маршрутов, 500 автобусов и 56 троллейбусов. А все низкопольные автобусы, ранее закупленные городом, стоят в троллейбусном парке «на приколе» и не работают.

«То есть во время рейдов люди вынуждены передвигаться практически только на троллейбусах, у них за последний рейд выручка подскочила в 3 раза по отдельным маршрутам. В итоге мы приходим к выводу, что вся проблема заключается в самой транспортной модели города, в том, как организована эта система», — пояснил эксперт НКО «Города за здравый смысл».

Единственный выход

По мнению Чернякова, первое, что необходимо сделать — это изменить транспортную систему. Сейчас город проводит конкурс на конкретный маршрут и потом только осуществляет контроль, но не несет никаких обязательств. А предприниматель уже сам устанавливает цену, обслуживает подвижной состав за деньги, собранные с пассажиров.

В том числе, в существующей системе в конкурсных требованиях даже не прописан возраст подвижного состава. По словам эксперта, в Ставрополе на 46-м маршруте работает 24-летний автобус. А измененные конструкции некоторых авто просто поражают воображение. Эти моменты тоже необходимо контролировать еще на старте.

«Самая удобная система для всех ее участников, признанная экспертами и проверенная опытом многих городов — брутто контракт. По этой системе в городе или регионе создается оператор, который разыгрывает маршруты на конкурсах, но перевозчикам оплачивается их транспортная работа, у них есть фиксированный заработок, и водители могут не гоняться за пассажирами в надежде собрать побольше», — пояснил собеседник.

По этой системе перевозчики не взаимодействуют с деньгами. Все средства поступают сначала оператору, и только потом оператор оплачивает успешное выполнение работы (количество рейсов, выпуск необходимого подвижного состава на линию). То есть контроль качества услуг осуществляется автоматически и регулярно.

Сейчас многие города России или уже перешли на брутто контракты или совершают переход: Москва, Казань, Белгород, Екатеринбург, Новокузнецк и другие. В Ставрополе, по мнению собеседника, проблему с маршрутками по другому не решить, так как без налаженного администрирования ничего не поменяется.

Однако городская администрация этим заниматься уже не может, а министерство транспорта, только что получившее полномочия, скорее всего не скоро с ними разберется. Так что жителям Ставрополя придется пережить еще некоторое число операций «Автобус».

Подпишитесь