Posted 30 января 2021, 19:10
Published 30 января 2021, 19:10
Modified 16 октября 2022, 18:56
Updated 16 октября 2022, 18:56
«Наша служба и опасна, и трудна»
В четверг, 28 января, в Ставрополе состоялось заседание коллегии по подведению итогов деятельности за 2020 год.
Полковник полиции Дмитрий Вельможко рассказал о статистике раскрываемости преступлений за 12 месяцев 2020 года. По его словам, полицейскими края за истекший период раскрыто почти 17 тысяч преступлений. Значительная часть – экономические и связанные с наркотиками.
«Полицейскими задокументировано свыше 2,5 тысяч экономических преступлений. Наибольшее их количество выявлено в сферах агропромышленного комплекса, незаконного оборота алкогольной продукции, потребительского рынка и строительства. В минувшем году сотрудниками полиции выявлено около четырех тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из незаконного оборота оперативниками изъято порядка 450 килограммов наркотиков», – сообщил Вельможко.
Отдельно он коснулся ситуации на дорогах.
«В 2020 году зарегистрировано более двух с половиной тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых 350 человек погибли, а порядка 3 тысяч ранены. За нарушения правил дорожного движения к административной ответственности привлечено 40 тысяч пешеходов и почти полтора миллиона водителей», – поделился информацией начальника ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю.
Общее количество преступлений, зафиксированных на территории Ставропольского края в 2020 году, на мероприятии озвучено не было, в пресс-службе ГУ МВД РФ по Ставрополью эту цифру также не сообщили.
В чем разница?
Согласно отчету ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, в 2019 году правоохранители раскрыли почти столько же преступлений – 16 443 преступления.
Цифры по незаконному обороту наркотиков в 2020 году подскочили почти в два раза больше.
«Правоохранительными органами края пресечено 1 275 преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Из незаконного оборота изъято 211 килограммов 373 грамма наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ», – указано в отчете за 2019 год.
Также в 2019 году была иная структура экономической преступности. Если в 2020 году это были АПК, алкоголь, строительство и потребительский рынок, то в 2019 совпадают лишь АПК и потребительский рынок.
Сотрудники органов внутренних дел края выявили 2 381 преступление экономической направленности, из которых тяжких или особо тяжких составов – 1 641. В структуре экономической преступности преобладают преступления, связанные с освоением бюджетных средств, с налогообложением на потребительском рынке, в финансово-кредитной системе, против собственности, в сфере недвижимости, в топливно-энергетическом комплексе, в сфере сельского хозяйства и охоты, таковы официальные данные.
По ситуации с нарушениями ПДД ситуация практически не изменилась.
«За нарушения правил дорожного движения к административной ответственности привлечено 1 миллион 434 тысячи 468 водителей транспортных средств и 38 тысяч 419 пешеходов, – гласит отчет.
Положительная динамика – любой ценой
Адвокат Руслан Мазурин отметил, что двукратное увеличение связанных с наркотиками преступлений и количество изъятого не обязательно может говорить о росте количества наркоманов или об улучшении качества работы.
«Такая динамика в том числе может указывать и на какое-то отдельное изъятие одной или нескольких крупных партий наркотиков, однако про изъятие подобных партий мы ни от официальных лиц ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, ни из СМИ не слышали. Есть и другой момент. Сейчас у нас нет «палочной системы», а есть динамика роста, которая по сути является ее аналогией и требует от сотрудников полиции постоянного увеличения количественных показателей, в том числе раскрываемости преступлений по данному направлению. Раскрываемость за аналогичный период прошлого года должна быть всегда, как минимум, +1, но может быть и выше, в зависимости от поставленных задач. Да и вообще, из-за коронавирусных ограничений доходная часть населения снизилась в несколько раз, в связи с чем приобретать наркотические вещества может позволить себе не каждый, из числа ранее приобретавших», – рассказал Мазурин.
Также он прокомментировал изменение «топа» экономических преступлений.
«Предполагаю, что на реальное совершение преступлений в сфере строительства коронавирусный год не повлиял, тут дело в другом: из-за ограничительных мер объекты могли быть не сданы в срок – вот и увеличилось количество. За увеличением «алкогольных» преступлений стоит опять самоизоляция – люди, находясь дома, стали больше времени уделять своему досугу, в результате их изобретательность перешла в более глобальные масштабы и вышла на черный рынок в виде контрафактной алкогольной продукции», – поделился мнением собеседник.
При этом говорить о том, что коррупционных преступлений стало меньше – не стоит.
«Освоение бюджетных средств, налогообложение, финансы и кредиты – все осталось на том же уровне, просто на фоне пандемии всплыли вот такие псевдопроблемы как строительство или кому-то понадобившееся двукратное увеличение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Лично я не верю в то, что этих преступлений стало меньше», – подчеркнул юрист.