Posted 30 декабря 2020, 11:03
Published 30 декабря 2020, 11:03
Modified 16 октября 2022, 19:02
Updated 16 октября 2022, 19:02
О печально известной банде Владимира Новикова на Ставрополье заговорили два года назад. Правоохранительные органы установили, что под руководством теперь уже бывшего заместителя начальника управления МВД по городу Ставрополю Владимира Новикова действовало устойчивое преступное сообщество, которое занималось незаконным кредитованием, добычей полезных ископаемых и общеуголовными преступлениями – угрозами, кражами и другими.
Сейчас главарь банды, бывший высокопоставленный полицейский Владимир Новиков находится на свободе, а несколько активных участников – в СИЗО. Среди них и правая рука Новикова, бывший оперативный сотрудник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Виталий Лозовой.
Как стало известно NewsTracker, Лозовой, даже находясь за решеткой, пытается повлиять на работников Генпрокуратуры и следствия и добиться пересмотра статей, которые ему вменяют. В частности, он хочет замены статьи 158 УК РФ «Кража» на более мягкую – «Незаконное предпринимательство», а части 4 статьи 159 на часть 3 – вместо мошенничества в особо крупном размере, совершенного группой лиц, на мошенничество в крупном размере.
Кроме того, по имеющейся информации, Лозовой планирует оказать давление на потерпевших.
Корреспондент NewsTracker встретился с потерпевшими по уголовному делу о мошенничествах, возбужденному в июне 2018 года в отношении Владимира Новикова и его подручных – Юрия Цалиева, Андрея Петенко, Вадима Мамонтова, Александра Комиссарова и других.
В октябре 2019 года Ленинский районный суд признал Виталия Лозового виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил его к 2 годам лишения свободы. Вскоре срок истекает и Лозовой может оказаться на свободе.
Правда, в октябре 2019 года на Лозового и других возбудили еще одно уголовное дело – по статье «Участие в преступном сообществе». Новикову в рамках этого же дела вменяется организация преступного сообщества.
Потерпевшими от действий организованного преступного сообщества признаны 14 человек. Это те люди, которым в разное время понадобились деньги и они попались на крючок бандитов. Заложив квартиры, машины, они получали наличные, но вскоре лишались всего.
Одним из них был Виталий Лютов. Лозовой со товарищи пытался вовлечь его в кражу полезных ископаемых и другие эпизоды противоправной деятельности, связанные с мошенничеством. Теперь, когда Лютов начала давать показания против Лозового, ему начали поступать угрозы.
«Насколько нам стало известно, Лозовому хотят переквалифицировать статью. Таким образом он хочет уйти от уголовной ответственности. Мы неоднократно писали заявления. Непосредственно в мой адрес в 2019 году, когда я находился у следователя по особо важным делам, поступали угрозы. Я написал заявление. Но никаких мер принято не было. Насколько мне известно, Лозовой имеет огнестрельное оружие. Он постоянно пугал и следователей, и меня, что выйдет [на свободу], разберется со всеми. Я реально воспринимаю это как угрозу. Нам что, ждать, когда он выйдет и начнет творить здесь что-то? Он, находясь в СИЗО, пытается управлять всеми процессами. Его семья тоже пытается надавить на меня, чтобы я поменял показания», - рассказал Лютов.
В похожей ситуации оказался предприниматель Эдуард Дорохин. Чтобы его компания продолжала работать, ему в 2013 году понадобились заемные средства. Условия, которые обещали Мамонтов и Лозовой, показались предпринимателю привлекательными. Мужчина заключил договор и получил деньги под залог седельного тягача Mercedes. Вскоре выяснилось, что злоумышленники продали машину. Предприниматель понес значительные убытки.
«В настоящее время мы не в курсе того, как проходит уголовное дело, [которое расследуется] в Ростове. Главарь банды Новиков отпущен, гуляет на свободе и мер к нему не принято никаких совершенно. Я бы хотел, чтобы по данному уголовному делу все участники так называемой банды были привлечены к ответственности», - говорит Дорохин.
Житель Ставрополя Максим Синельников получил у бандитов деньги под залог квартиры. Проверив злоумышленникам, он лишился жилья.
«Мне нужны были деньги, получил часть суммы под залог квартиры. Еще до того, как подошел момент выплаты долга, мою квартиру взяли и продали. Я обратился в полицию. Больше года наши органы бездействовали. Только в 2017 году удалось добиться, чтобы материалы дела забрали в краевой Следственный комитет. Тогда начались первые посадки, какие-то обвиняемые начали обозначаться», - говорит мужчина.
История Синельникова – типичная для потерпевших по этому делу. Действительно, многие, кого обманули Лозовой, Мамонтов и другие, шли писать заявление в полицию Ставрополя. Но их надежды на правоохранительные органы не оправдывались, ведь все заявления попадали прямиком к Владимиру Новикову, который тогда был заместителем начальника городской полиции. Естественно, он, пользуясь своим положением, не давал хода делам. Так продолжалось несколько лет, пока дело не передали выше.
Но и сейчас, как выяснилось, Новиков, Лозовой и другие пытаются добиться пересмотра своих дел.
«До меня доходят слухи, что сейчас часть эпизодов хотят переквалифицировать в какие-то менее строгие статьи. Часть организаторов вообще хочет уйти [от ответственности]», - рассказывает Синельников.
В дело вмешался даже первый губернатор Ставропольского края Александр Черногоров. В интервью NewsTracker он заявил, что готов добиваться справедливости для всех потерпевших. Ведь история каждого из них – это история живых людей и разбитых надежд.
«Я убедился, что у нас на Ставрополье функционировала банда, в которую входили представители силовых структур, адвокаты, юристы, бизнесмены. Не знаю, к чему они стремились, но считаю, что конец этому нужно положить. Нам надо сделать все возможное», - заявил Черногоров.
Преступное сообщество, которым руководит Владимир новиков, получила в прессе прозвище «банды неприкасаемых». Действительно, долгое время члены группы оставались безнаказанными благодаря связям и влиянию Новикова и Лозового.
Основными видами преступной деятельности банды были кредитование и разработка карьеров. Два направления деятельности были тесно связаны: деньги, полученные от незаконного кредитования граждан, члены ОПС вкладывали в предприятия по добыче полезных ископаемых на территории Кочубеевского района и другие компании.
В частности, под контроль Новикова и Лозового перешли Правокубанское и Восточное участки недр месторождения «Барсуковское-2». Там добывалась валунно-песчано-гравийная смесь. Руководящая роль в этом направлении бизнеса ОПС была отведена Виталию Лозовому, у которого были широкие коррупционные связи в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Для добычи песка и гравия была учреждена компания ООО «Профстрой», директором которой стал Лозовой. Добыча полезных ископаемых велась с грубейшими нарушениями законодательства, фактически варварским способом. Так, накопав песка и гравия всего на 8,3 миллиона рублей, владельцы карьеров причинили ущерба окружающей среде на 320,6 миллиона рублей.
У банды были и другие пути легализации преступных доходов. Например, Новиков на полученные от незаконного кредитования средства учредил коммерческие организации ООО «Птицеград», ООО «Достаток», а также основал в Ставрополе сеть кафе «Восвояси».
По данным правоохранительных органов, от действий преступников пострадали как минимум 14 человек, которым был причинен ущерб на 50 миллионов рублей.
Сейчас члены преступного сообщества делают все возможное, чтобы избежать наказания или по крайней мере сделать его более мягким. Для этого им нужно доказать, что никакой банды не существовало, а все, что они вытворяли, было обычным бизнесом, иногда выходящим за пределы закона.
Чтобы не допустить этого, потерпевшие должны убедить следствие, что члены преступного сообщества с самого начала действовали слаженно, целенаправленно и хладнокровно. Ставя себя выше не только закона, но и других людей, Новиков, Лозовой, Мамонтов, Цалиев и другие в конце концов добиваются подрыва доверия к правоохранительным органам и правосудию.