В письме сказано, что Союз экспортеров зерна считает введение пошлины мерой избыточной и ограничительной. Данное решение существенно затронет финансовое состояние не только экспортеров зерна, но и сельхозпроизводителей, многие из которых сильно страдают от продолжающейся засухи в южной части РФ, информирует «Интерфакс».
Идея ввести пошлину принадлежит отраслевым объединениям, представляющим интересы животноводов и перерабатывающей отрасли. Эти структуры не устраивает резкое увеличение цен на зерно, которое происходило в текущем году. Поэтому отраслевые объединения предлагают ограничить объемы экспорта за счет новой пошлины.
По данным Союза экспортеров зерна, на внешних рынках наблюдается большой спрос на российское зерно. В 2020 году закупки нарастили сразу несколько государств. Появились и новые крупные покупатели. Экспортная пошлина увеличит стоимость отечественного зерна, сделав его менее привлекательным для зарубежных партнеров. Это приведет к потере главных потребителей и заметному сужению рынков сбыта.
В своем обращении представители Союза подчеркнули, что в РФ хватит зерна как для внешнего, так и для внутреннего рынков. Валовой сбор превышает 127 миллионов тонн. Из него на экспорт направляют немногим более 50 миллионов тонн.
Руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский назвал ввод пошлины излишним, ведь экспортный потенциал по пшену в нынешнем сельскохозяйственном году довольно высок за счет большого урожая. На данный момент идут тендеры с поставкой пшеницы и ячменя в январе-феврале 2021 года.
«Введение пошлины приведет к изменению экономики сделок и убытку экспортеров», - предупреждает эксперт.
Большое число контрактов на первые два месяца зимы уже подписаны. Заявки на железнодорожные перевозки расписали в соответствии с мощностями по выгрузке. Особая активность наблюдается на направлениях с меньшим грузопотоком, где есть возможности по отгрузке. Речь идет об Азербайджане, портах Балтики и Дальнего Востока. В будущем растущая конкуренция сделает поток экспорта более равномерным.
Специалисты отмечают, что за последние годы число зерновозов в России выросло с 40 000 до 51 000. При таких условиях имеющийся парк вагонов полностью востребован. Его дефицита для перевозок зерна не будет.