Posted 23 октября 2020, 06:08
Published 23 октября 2020, 06:08
Modified 16 октября 2022, 18:42
Updated 16 октября 2022, 18:42
Кремировать нельзя хоронить
Ранее телеграм-канал «Координаты скайфолл» сообщил, что в правительстве Ставропольского края состоялось закрытое совещание по вопросам пандемии COVID-19. Главной темой якобы стала смертность от коронавируса, реальные цифры по которой значительно превышают официальные.
Исходя из этого, кабмин в очередной раз вернулся к обсуждению строительства крематория, так как к старой проблеме – переполненности кладбищ – добавилась новая – тела умерших из-за коронавируса людей.
На фоне роста смертности на Ставрополье вернулись к обсуждению строительства крематория. Тогда же всплыли и старые проблемы. Первая – географическая: для будущего крематория банально не могут определить место. Вторая – религиозная: большинство населения Ставрополья придерживается христианства и ислама, где умерших принято хоронить в земле, а не сжигать.
Историк, краевед Роман Нутрихин напомнил, что догматических запретов на кремацию в авраамических религиях нет, однако обычаи играют важную роль.
«Ни в христианстве, ни в исламе нет прямого запрета на кремацию тел умерших. Однако существуют тысячелетние традиции, в связи с которыми покойников необходимо предавать земле. Вместе с тем не думаю, чтобы общины верующих начали активно противодействовать строительству крематория. Духовенство прекрасно понимает сложность ситуации и не пойдет на конфронтацию с властью по данному вопросу. Он и не является принципиальным: прах после кремации, все же, содержит «неуничтожимую часть», из которой в конце времен, согласно авраамическим религиям, будет восстановлен человек», – подчеркнул ученый.
Упрощенные правила, но не кремация
Муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов сомневается, что идея с кремацией приживется среди ставропольских мусульман.
«Я лично – категорически против кремации. Богословы дают разрешение на кремацию только в случае экстренных условий: когда похороны в земле невозможны или в случае пандемии, когда реально некому хоронить умерших. Однако нынешнюю ситуацию критической не считаю. Но если мне приведут реальные цифры и докажут категорическую необходимость – подумаю. Касательно строительства крематория считаю данную затею преждевременной», – поделился мнением муфтий.
Вместе с тем в связи с распространением коронавируса мусульмане, все же, стараются соблюдать определенные правила.
«В этом году хадж не совершался. В мечетях введен усиленный режим: на входе измеряется температура, с повышенной людей не пускают. Все соблюдают масочный режим, ходят со своими ковриками, помещения проветриваются, обрабатываются. При этом напомню, что мусульманина обязаны обмыть, завернуть в саван и похоронить: мусульмане в любой точке земного шара следуют этим законам. В связи с ситуацией процедура максимально упрощена: умерших от коронавируса выдают из больницы в черных целлофанах, над ними проводится упокойная молитва и тут же хоронят», – рассказал Рахимов.
Тела усопших – святыня
Пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин также отрицательно относится к идее кремации.
«По сложившейся традиции мы сжигаем мусор, а тела усопших для нас – святыня, которая будет возрождена: во втором пришествии Христа человек воскреснет телесно, это предмет веры Церкви. Конечно, Господь в силах восставить усопших из любого состояния, но наше отношение к телам усопших говорит не об их возможности воскресения, сколько о нашей возможности быть православными христианами и дружное отношение к могилам усопших как к святыне. Это – показатель нашего отношения к усопшим», – отметил священнослужитель.
Однако он также допускает возможность кремации в современных реалиях.
«В условиях коронавируса погибают и священники, умирают православные верующие, всех отпевают, всех хоронят в землю. Мне кажется, что вопрос кремации прямо не связан с пандемией, она не препятствует хоронить усопших в землю в связи с православной традицией. Однако, если выхода нет, нет возможности захоронить человека, то после обряда отпевания его могут кремировать, например, в больших городах, где нет возможности захоронения в землю. Но где есть такая возможность – она является предпочтительной. Мы не видим необходимости кремации, так как у нас нет возросшего количества усопших, чтобы не успевать их хоронить», – уверен Самохин.