Posted 12 сентября 2020, 15:39
Published 12 сентября 2020, 15:39
Modified 16 октября 2022, 18:46
Updated 16 октября 2022, 18:46
История в камне
В 2020 Ставрополю исполняется 243 года. За это время он пережил немало как спокойных, так и бурных периодов, каждый из которых оставил память на лице города. Прежде всего, это касается исторических и культурных памятников. В разное время к ним относились по-разному: то не обращали внимания, легко меняя первую, деревянную архитектуру, на добротную каменную, как во время подъема Ставрополя в XIX веке. Во время большевиков, во имя «строительства нового мира», многое было уничтожено, в частности, была ликвидирована легендарная колокольня Казанского собора. Значительно пострадал город и во время оккупации. В период «застоя» последовал период относительного равнодушия к судьбе тогда еще крепко стоявших старинных домов.
Сейчас же налицо две противоположные тенденции: с одной стороны, появился значительный интерес к истории родного города и родного края, бурно развивается краеведение, из небытия извлекаются имена знаменитых земляков. С другой — наблюдается «застроечный бум». Как и 200 лет назад, город быстро обрастает все новыми кварталами и улицами. Однако хищные глаза застройщиков, естественно, обращены не только на окраины, где можно возвести недорогое спальное жилье, но и на центр, где многие из построек более, чем вековой давности не включены в списки памятников муниципального, регионального и федерального значения. Земля же в центре стоит немалых денег, и строительство торгового центра или элитного жилья принесет баснословные барыши.
Все объекты администрация краевой столицы занесла в «Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и других объектов, расположенных на территории города Ставрополя». Больше всего охраняемых объектов в Октябрьском районе — федерального значения — 5 позиций, регионального значения — 108. При этом некоторые утрачены: памятник Сталину, скульптура Горького, дома по улице Карла Маркса, 37, где ныне красуется новострой и Карла Маркса, 53, по которому располагается ТЦ «Европейский». Большую часть памятников Октябрьского района составляют здания, есть и исключения, например, Ташлянское и Чапаевское городища. Значительное количество памятников не находится в муниципальной собственности, а данные о владельцах не раскрываются.
В Ленинском районе всего 3 позиции — объекты культурного наследия федерального значения, а регионального — 56 позиций. Большая часть — также здания (также далеко не все находящиеся в муниципальной собственности), но не только, например, в список входит западная трибуна стадиона «Динамо». Утраченными числятся памятники Ленину и Свердлову.
В отличие от соседей, в Промышленном районе большую часть списка занимают не здания. Объекта культурного наследия федерального значения здесь всего 2 — Грушевское и Татарское городища. Регионального значения — 30, среди которых больше всего различных захоронений на Даниловском и Сажевом кладбищах. Здесь же находится и урочище «Столбик» — братская могила мирных жителей, замученных нацистами во время оккупации в 1942 году.
Нет здания — нет проблемы
Председатель Ставропольской региональной организации «Союза архитекторов России» Виктор Маркелов напомнил, что есть памятники архитектуры, а есть памятники истории, которые, возможно, в архитектурном плане и не являются выдающимися, но связаны с историей. Есть и понятие «архитектурная среда.
«По улице Орджоникидзе, по улице Дзержинского, по улице Голенева, внизу улицы Карла Маркса есть здания, которые не стоят на учете, но являются так называемыми „памятниками архитектурной среды“. То есть все вместе они создают определенный ансамбль, передающий дух эпохи. Но, к сожалению, далеко не все из них стоят на каком-либо учете, а, значит, находятся под угрозой», — рассказал эксперт.
В таких случаях необходима комплексная охрана.
«Охранять нужно именно ансамблями, „заповедными территориями“, как Крепостную гору. А на той же улице Дзержинского такие ансамбли обычных домов прошлых эпох ликвидируются застройщиками, например, напротив Андреевского храма. Самая яркая история — снос дома Риммы Ивановой», — переживает Маркелов.
Несмотря на существование органов охраны памятников, случаются странные прецеденты.
«Например, сейчас идет реставрация бывшего доходного дома на улице Октябрьской революции — это Театр кукол. Реставрацию как бы провели, сохранили фасад, кровлю, покрасили, правда, в странный желтый цвет, но это мелочи. Зачем-то рядом воздвигли колоннаду, которая находится в 15-метровой охранной зоне возле памятника, где вообще ничего быть не должно, и закрывает само здание театра», — указал собеседник.
С точки зрения архитектора, яркий пример неподобающего отношения к памятникам — это здание бывшего Офицерского клуба по улице 8 Марта.
«Сейчас там лечебное учреждение, в которое варварски вставили пластиковые окна, повесили на фасад кондиционеры. Вообще, должны быть реставрационные мастерские, которые бы специализированно этим всем занимались, но у нас их нет — вот и получается „сельпо“. Есть и другая проблема, более распространенная на Кавминводах, — „брендирование“. Пользуется памятником крупная компания и всюду развешивает свой логотип: выламывает старую брусчатку — ровесницу здания, чтобы новой плиткой выложить логотип, по зданию и внутри везде его сует — в итоге получается нелепица», — отметил Маркелов.
Сейчас пришло время ставить на учет здание послевоенной эпохи.
«Отдельно отмечу, что на учет нужно ставить, например, такие здания, как Драмтеатр, который является значительным памятником. Непонятно, что творится со зданием Филармонии — рядом понатыкали новостроев, причем в опасной близости, такого быть не должно. Все это здания, которые должны охраняться государством», — подчеркнул эксперт.
Он привел пример строений, которых уже нет и которых скоро не станет.
«Уничтожили кинотеатры „Родина“, „Дружба“ и „Экран“, кинотеатр „Орленок“ в запустении и медленно уничтожается, медленно гибнет незаурядный памятник архитектуры по улице Комсомольской, 100, так называемый „Дом с привидениями“. А недавно прозвучала вообще дикая идея — снести цирк. Как это — снести?! И какие шаги предпринимаются?», — задался вопросом собеседник.
В регионе работает Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, однако архитектор не понимает, чем они занимаются.
«Они сидят, у них бюджет, у них люди — это их прямая обязанность: выявлять нарушения. А мы не можем добиться от них действий, например, по тому же театру кукол. Если на здании висит табличка, что охраняется государством, то на охрану и ремонт этого здания должны выделяться деньги — но их нет. Это специфический подход — здания находятся на балансе у города, у города нет денег и здания разрушаются сами собой, то есть нет зданий — нет проблемы», — подвел печальный итог Маркелов.
Не может власть — сможет молодежь
Совсем недавно в краевой столице образовалась интересная организация — «Том Сойер Фест — Ставрополь».
«Идея фестиваля — силами волонтеров восстанавливать здания, имеющие культурную и историческую значимость, но не находящиеся под охраной государства. Фестиваль и его активные волонтеры проявляют заботу к старым красивым и пока еще не ухоженным домикам. Я прошел школу фестиваля в Самаре, откуда пять лет назад движение пошло по России, и занялся им у нас с начала 2019 года», — сообщил координатор ставропольского «Том Сойер феста» Иван Самохвалов.
Участники движения начинали с минимальными ресурсами и искали поддержку отовсюду.
«Главным движущим мотивом стало то, что, разобрались в ситуации с нашим историческим наследием, мы поняли, что или мы сейчас за него беремся или никто и его сносят. Прошел уже целый год с того момента. Тогда мы были небольшой группой студентов, которые искренне верили в ценность исторической застройки и важность ее сохранения для последующих поколений», — отмечает собеседник.
Он напоминает, что чем больше исполняется лет Ставрополю, тем меньше в нем остается каменных свидетелей былых времен.
«Был один старинный каменный дом, который начал свою жизнь с 1913 года. Изначально строился просторным, в нем было много места и света, но в советские времена был поделен на несколько квартир (так он превратился в коммуналку). В сентябре 2005 году случился пожар, из-за которого жильцам пришлось покинуть дом. Никто не занимался им и уж тем более не охранял. Долгое время он был зажат между многоэтажными новостройками. Проливные дожди, сильный ветер и снегопады каждый год наносили урон, но он стоял, однако 15 августа 2015 года дом был полностью снесен», — рассказал общественник.
Первой работой стала реставрация полуторавекового дома купца 3-й гильдии по адресу Ленина, 165.
Дом и сейчас жилой — здесь расположены четыре квартиры. Он был отреставрирован в 2019 году. Несмотря на все препятствия, мы показали, что все возможно, если есть большое желание и упорство. В этом году мы хотели провести целых три реставрации, но из-за коронавируса пришлось остановиться на одной — ждите новостей», — анонсирует Самохвалов.
По его словам, варианты для фестиваля исчисляются десятками и сотнями. Не менее важно показывать людям, чего они лишились.
«На улице Ленина снесли очень много красивых зданий, располагавшихся по стороне ближе к Мамайскому лесу. Да и вообще в центре города много новых многоэтажек на месте аутентичной исторической застройки. Мы хотим сделать про это видео, используя архивные фото и Гугл-панораму», — поделился планами активист.
Также он указал на объекты, уничтожающиеся прямо сейчас, например, на дом 28 по улице Казачьей.
«Ранее там находилась гостиница „Варшава“, со временем его фасад закрыли баннерами и металлопрофилем, хотя здание можно было сохранить, а сейчас там сняли крышу. Уже в ближайшее время на месте этого дома может появиться очередной торговый центр или что-нибудь другое, на что хватит фантазии у авторов идеи. Мы же будем делать все, что возможно делать в рамках закона в таких ситуациях, и надеемся, что те усилия, которые будут прилагаться, будут достаточными. Также мы подали жалобу на несанкционированный евроремонт дома 38 по улице Карла Маркса. В итоге работы приостановили, их заказчика ждет, надеюсь, штраф», — рассказал Самохвалов.
Благодаря решительным действиям, у организации появился статус и поддержка и единомышленники в других городах Ставрополья.
«В этом году мы стали НКО, чтобы быть более самостоятельными. Касательно материальной поддержки — в прошлом году ее было немного, но в этом вышли на властей и бизнес, сейчас как раз идут переговоры. А в этом году появился „Том Сойер фест — Пятигорск“. Ребята уже отреставрировали огромную старинную деревянную дверь в одном из домов, а 12 сентября, в день 240-летия города приступают к работам на фасаде дома 1903 года постройки расположенного по адресу ул. Козлова 34», — поделился хорошими новостями организатор первого «Том Сойер феста» на Кавказе.