Posted 24 июля 2020, 13:34

Published 24 июля 2020, 13:34

Modified 16 октября 2022, 18:33

Updated 16 октября 2022, 18:33

Побочные эффекты: число секс-преступлений и детских суицидов выросло на Ставрополье

24 июля 2020, 13:34
В период карантина в Ставропольском крае увеличилось количество несчастных случаев с детьми. Как это связано с коронавирусом и какие меры можно предпринять – разбирался NewsTracker.

Осторожно: дети!

В Ставропольском крае продолжают погибать дети. Одной из наиболее частых причин смерти является выпадение из окон. Например, 21 июня в городе Изобильный мальчик, оставшись один в комнате, залез на подоконник и оперся о москитную сетку. Он выпал из окна третьего этажа на бетонную дорожку. Ребенка госпитализировали, но врачи не смогли спасти ему жизнь. На следующий день, 22 июня, аналогичный случай произошел в Ставрополе. Мальчик выпал из окна 8 этажа и упал на игравшую во дворе девочку, которая отделалась травмой руки. Выпавший из окна ребенок скончался. Спустя еще день в Кисловодске еще один ребенок выпал из окна третьего этажа, получил серьезные травмы и был помещен в реанимацию.

«В 2019 году из окон выпало 12 детей, а за только за первое полугодие 2020 года – уже 15. Из них 5 погибли. 7 – инвалиды», – делится печальной статистикой уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко.

Детская смертность фиксируется в результате пренебрежения правилами техники безопасности на воде и в результате игр с огнем. «С начала года в Ставропольском крае утонул один ребенок, а в результате пожаров, спровоцированных детскими играми с огнем, скончались трое», – сообщили NewsTracker в ГУ МЧС по Ставропольскому краю.

Не лучше ситуация и на дорогах. «С первого января по 23 июля 2020 года произошло 49 ДТП с пешеходами-детьми. В них три ребенка погибли и 46 получили ранения. В минувшем году за аналогичный период погиб только один ребенок. За летний период, с 1 июня по 23 июля 2020 года произошло 17 аварий с участием детей-пешеходов, в которых один ребенок погиб, а 16 получили ранения. За аналогичный период 2019 года ситуация была лучше: 13 ДТП, 13 раненых и ни одного погибшего. Большая часть аварий произошла по вине водителей», – сообщили в пресс-службе краевого Управления ГИБДД.

Страдают дети и от нападения собак, например, около 26 школы Ставрополя стая бродячих псов атаковала десятилетнюю девочку и порвала ей одежду. Есть и другие страшные цифры.

«Только за лето 2020 года мы имеем 4 детских суицида. Дети бегут из детских домов и интернатов, уходят из семей. Только за 2020 год около 200 детей сбежало из семей из-за конфликтов и насилия, из них за лето – 60. Родители пьют, употребляют наркотики, ведут асоциальный образ жизни, естественно, находиться с ними на изоляции для ребенка трудно. И если можно говорить о снижении общего количества преступлений в отношении детей, то количество преступлений по сексуальным мотивам растет», – переживает собеседница.

Общую ситуацию Адаменко называет тревожной.

«Проблема гибели детей сейчас обострилась, показатели растут. Детские учреждения закрыты, лагеря не открываются, дети без присмотра тонут, выпадают из окон, их грызут собаки. Родители должны сейчас быть особо настороже, ведь они ответственны за безопасность детей», – сообщила детский омбудсмен.

Она считает, что есть смысл изучить текущую систему ограничений с целью решения проблемы детской безнадзорности.

«Понятно, что лето, что отвести ребенка в садик или отправить в лагерь нельзя, но проблему нужно решать. В связи с этим необходимо еще раз изучить систему ограничительных мер, введенных в Ставропольском крае из-за коронавируса и посмотреть, можно ли что-то сделать ради детей. Естественно, заболеваемость коронавирусом есть и меры безопасности тоже нужны, я понимаю и Роспотребнадзор, и губернатора, нельзя открывать все подряд, но что делать детям, оставшимся без организованного детского отдыха? Какая-то альтернатива должна быть, ведь «онлайн-лагерь» – это абсурдно», – рассказала Адаменко.

Другой проблемой является и то, что некоторые лагеря могут и вовсе закрыться.

«Дело еще в том, что детские загородные лагеря могут и вовсе исчезнуть, их до сих пор не открыли, а в Ставропольском крае их около 20. Они, конечно, получают государственную дотацию на путевки, но остальные деньги они зарабатывают в течение лета. И на следующий год мы можем остаться без некоторых из них», – предупредила уполномоченный по правам ребенка.

В мае управление по информационной политике аппарата правительства региона сообщило, что летняя оздоровительная кампания детей может начаться только с разрешения Роспотребнадзора. Это зависит от эпидрежима. Сейчас в регионе числятся 642 лагеря с дневным пребыванием, 22 загородных лагеря, 7 санаторно-оздоровительных лагерей. Их планировалось открыть в начале июля.

«Ориентировочно все эти организации с 1 июля смогут начать принимать ребят. Сейчас проводятся мероприятия, чтобы максимально исключить ситуацию заражения коронавирусом», — заявила замглавы Минобразования региона Диана Рудьева. Тогда же сообщили, что в загородных лагерях будет закрытый режим пребывания. Дети и персонал должны будут сдать тесты на коронавирус.

А в конце июня глава Минобразования региона Евгений Козюра сообщил, что детские загородные лагеря смогут начать работу с 10 по 15 июля. В течение лета в них будут проведены две полноценные смены по 21 дню. В учреждениях будут соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Во все учреждения завезут оборудование для обеззараживания воздуха и бесконтактные термометры. Заполняемость будет составлять 50% от общего числа мест.

Интересно, что на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю еще 14 июля появилась информация «О рекомендациях как собрать ребенка в лагерь», из чего логично следует отсутствие рекомендаций по запрету работы данных учреждений. Несмотря на это детские лагеря до сих пор не работают. И количество дней, оставшихся до конца лета, уже не позволит провести две «полноценные смены по 21 дню».

Стресс в обществе провоцирует травмы

Психолог Денис Панченко напоминает, что детям в принципе невозможно обеспечить стопроцентный присмотр.

«Беда может случиться и при самой беспокойной маме, которая нет-нет, но отвлечется. Постоянный присмотр за ребенком – это нереалистично ввиду самой беспокойной природы детей. Вообще, без шишек и синяков никто не вырастал, во многом, это и к лучшему: ведь это получение жизненного опыта. Если бы мы в детстве были защищены на сто процентов, реальная жизнь была бы для нас очень травматична. Человек в детстве должен научиться себя беречь, чтобы впоследствии нормально существовать в окружающем мире», – считает эксперт.

Также он указывает, что закрытые детские лагеря и увеличение смертности детей могут быть и совпадением.

«Касательно связи количества детских смертей и травматичности с лагерями – судить не берусь. Это может быть и совпадением. Кстати, зачастую в лагерях случаются жуткие вещи: дети коллективным разумом могут придумать очень небезопасные забавы и за всеми не углядишь», – отметил психолог.

Есть другая проблема: многие современные родители с детства не занимаются детьми.

«Таким проще в маленьком возрасте давать ему смартфон, чтобы он тихо сидел с мультфильмами, а в более старшем – отправлять в лагерь, чтоб за ним смотрели. И при закрытии лагерей приучить родителей заниматься детьми, научить их зонам ответственности за них, если они всю жизнь этого не делали, представляется сомнительным. Это было бы сильно просто: прочитал такой родитель статью, внезапно осознал свою неправоту и пошел с ребенком в парк», – указал Панченко.

Также психолог напомнил, что в обществе сейчас царит напряженная обстановка: людям необходимо зарабатывать в условиях закрытия рабочих мест, а также многие переживают из-за возможности заболеть.

«Вся эта тревога постоянно поддерживается СМИ и социальными сетями, и дети чувствуют это, они прекрасно видят состояние родителей и сами находятся в тревоге. Человек ощущает, в каком мире он живет, прежде всего, бессознательно, то есть если вокруг кто-то теряет работу, кто-то перспективу, кто-то здоровье и даже жизнь, то это влияет на все общество в целом. Есть психоаналитическая гипотеза о том, что человек бессознательно отыгрывает какие-либо события в своей жизни, то есть если он видит что-то вокруг себя, но не может перевести это из бессознательного в сферу осознанности, то он может бессознательно наносить себе повреждения: спотыкаться, где раньше не спотыкался, выйти гулять на холод легко одетым и потом заболеть. Так и дети, чувствуя разлитую в обществе тревожность и стресс, могут попадать под машины, травмироваться на стройках и тонуть в водоемах. Стресс влияет и на здоровье и на поведение», – поделился размышлениями эксперт.

Необходимо влиять на родителей

Отец пятерых детей, депутат Думы Ставропольского края Николай Новопашин напоминает, что ситуация с заболеваемостью коронавирусом до сих пор остается напряженной, что отражается на работе детских садов и лагерей.

«Детская смертность, действительно, есть, и это проблема, но, одновременно, мы смотрим на цифры по коронавирусу и видим, что каждый день число заболевших растет. Я сам этому удивляюсь, ведь врачи утверждают, что вирус гибнет при температуре 24-26 градусов, но при нынешней жаре люди продолжают заболевать. А поскольку статистика говорит, что рост идет, то губернатор совершенно правильно поступает, что не открывает детские сады и лагеря», – сообщил парламентарий.

Учитывая происходящее, открыть лагеря возможным не представляется.

«Конечно, для родителей это большая проблема, например, мне, к счастью, помогают бабушки, у которых они под присмотром, но все равно душа болит. К сожалению, в этой ситуации мы не можем сделать ничего. По сравнению с тем, чтобы ребенок не заболел, придется потерпеть. Меры осознаны и оправданы», – уверен собеседник.

При этом на родителей необходимо влиять при помощи всех доступных средств, чтобы они усилили по мере возможностей надзор за детьми.

«Возможно, стоит вести агитационную работу среди родителей, раздавать какие-то памятки, напоминать об этом в часто посещаемых ресурсах, например, сейчас все внимание приковано к социальным сетям губернатора, есть и популярные высокопосещаемые СМИ – именно там стоит говорить родителям о важности усиления контроля за детьми в это непростое время. На эту тему должны писать и выступать компетентные люди: например, в один день пожарный, в другой – сотрудник МЧС, который говорит об опасности водоемов, в третий – врач-травматолог. Отдельную опасность представляют собой электрические самокаты, способные развивать скорость до 50 километров в час – на них дети ломают и руки, и ноги, и ребра и об этом нужно говорить, в том числе и ГИБДД», – поделился мнением Новопашин.

Подпишитесь