Изучался спрос на товары для дома, дачи, строительства и ремонта. Анализ показал, что как и в кризис 2015–2016 годов, люди вернулись к садоводству на дачах.
В этом году начало дачного сезона и традиционных для этого времени ремонтов пришлось на вершину пика самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19. У жителей Ставрополья появилось больше времени, которое они смогли уделить ремонту квартир, обустройству дач и садоводству. Это сказалось на росте расходов на покупку товаров трех категорий. Люди активно приобретали стройматериалы, принадлежности для сада и огорода, а также товары для дома и ремонта.
Наибольшие темпы роста показали стройматериалы, такие как лесопиломатериалы, цемент, песок, кирпич, трубы различного назначения, ограждения. Число транзакций при их покупке в мае–июне увеличилось в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом на их приобретение жители региона израсходовали денег на 78% больше, чем год назад.
Следом за ними наибольшим спросом пользовалась мебель и различные товары для дома и ремонта. В их числе обои, краски, электрические и осветительные приборы, зеркала, картины, постельное белье и принадлежности, посуда и другие бытовые изделия. В данной категории товаров число транзакций увеличилось на 82%, а на покупку изделий было израсходовано денег на 93%. больше. Интересно, что раньше в стране самый большой спрос был, наоборот, на эти виды товаров. Так, в 2019 году по сравнению с 2018 годом прирост составил 61% по количеству покупок и 77% по израсходованных на них деньгам.
В то же время прекращение во время пандемии работы целых отраслей и сопутствующее этому падение доходов вызвали рост интереса к садоводству и огородничеству. В этом секторе меньше всего рос спрос на различные садовые принадлежности, такие как садовый инвентарь, семена, саженцы, растения в горшках, удобрения. Здесь число транзакций выросло всего на 38%, а денег было затрачено на 17% больше, чем год назад.
Правда, в прежние годы при стабильной ситуации в экономике продажи данных изделий даже падали. В частности, в мае–июне прошлого года число покупок товаров этой категории рухнуло в 2,4 раза, а число затраченных на покупки денег — в 3,6 раза по сравнению с предыдущим годом.
Таким образом, отмечают финансисты, продажи товаров для сада и огорода непосредственно зависят от величины среднего дохода жителей страны. Так, в 2018–2019 годах, когда экономика восстанавливалась, люди начинали отказываться от ведения дачного хозяйства. Зато во время кризиса 2015–2016 годов и послекризисного 2017 года рос спрос на садово-огородные товары. В этом году жители РФ тоже предпочитают в отпуске отдых на даче путешествиям. На это повлияло, в том числе, и повсеместное закрытие границ, отелей и мест массового отдыха. Сказался и карантин для приезжих, введенный в большинстве регионов страны.
Как показало исследование, на Ставрополье средний чек снизился на две категории товаров — на 6% на стройматериалы и на 34% на садовые принадлежности. В то же время средняя величина покупки товаров для дома увеличилась на 16%.
Данное исследование базировалось на анализе обезличенных данных по операциям, произведенным посредством банковских карт клиентов МТС Банка во всех регионах
России. Учитывались совершенные таким образом покупки в мае–июне 2019–2020 годов в магазинах, специализирующихся на продаже бытовых принадлежностей, а также в торговых сетях IKEA, Leroy Merlin, OBI, Hoff, «Твой дом», Castorama, «Мосхозторг», «Столплит», «Аскона». Учет шел и по другим торговым точкам, работающим под соответствующими МСС кодами.