Posted 22 июля 2020, 05:11
Published 22 июля 2020, 05:11
Modified 16 октября 2022, 18:33
Updated 16 октября 2022, 18:33
Последние три месяца врачам, фельдшерам, медсестрам и водителям «скорой помощи», которые работают с больными коронавирусом или в «красной зоне» инфекционных отделений, платят президентские надбавки. Недавно Владимир Путин распорядился продлить эти выплаты также на июль и август.
В первое время после введения стимулирующих выплат по стране прошла волна недовольства медработников, которые не получили обещанные деньги или получили их не в полной мере. После того, как о выступлениях медиков узнал Путин и строго отчитал правительство, проблемы с выплатами вроде бы прекратились, а региональные власти стали регулярно отчитываться о том, сколько выплачено работникам здравоохранения.
Однако проблемы не ушли в небытие. Оказывается, в некоторых медучреждениях сотрудники теперь получают меньше даже с учетом президентских надбавок. Как так получилось?
Как выяснили «Новые Известия», все дело в сложной системе формирования зарплат медработников. Выплаты работникам здравоохранения состоят из оклада и множества надбавок, которые составляют львиную долю зарплаты. Оклады, как правило, довольно небольшие. Надбавки же формируются из выплат Фонда обязательного медицинского страхования и средств, которые больница зарабатывает оказанием платных медицинских услуг. А когда больницу переводят на положение «ковидного госпиталя», она перестает принимать и лечить обычных пациентов. Таким образом та часть финансирования, которая шла из Фонда ОМС, практически исчезает. Больница перестает получать и деньги от коммерческих услуг. И вот как минимум два крупных источника финансирования перестают работать.
По данным НИ, так произошло в крупном московском медицинском центре ФНКЦ ФМБА. По словам одной из медсестер, до коронавируса ее оклад составлял лишь 7874 рубля. При этом на руки она получала около 60 тысяч рублей, из которых более 52 тысяч – это надбавки. А надбавки формировались как раз из собственных средств центра, который он зарабатывал на платных услугах.
После того, как ФНКЦ стал «ковидным госпиталем», платные услуги, естественно, перестали оказываться. Платить солидные надбавки врачам и медсестрам стало неоткуда. А президентские стимулирующие выплаты медсестрам не дотягивают до их прежних зарплат. Да и эти выплаты получают не все, а лишь те медсестры, кто работает в «красной зоне».
В подобной ситуации оказались многие медучреждения, которые закрыли обычную практику и стали лечить только больных коронавирусом. Например, в регионах у многих больниц сложная многоступенчатая система финансирования: часть денег они получают из федерального бюджета, часть – из региональной казны, а часть зарабатывают сами. Оставшись без одного или двух источников финансирования даже на пару месяцев, больницы вынуждены платить сотрудникам меньше.
После жалоб медиков, которые прошлой весной заполонили интернет, начались прокурорские проверки. И чаще всего виновными по итогам этих проверок оказывались главврачи. Но что они могут поделать, если денег в больнице попросту нет? В некоторых случаях руководители медучреждений, чтобы выполнить предписания прокуроров, были вынуждены даже брать кредиты в банках, чтобы расплатиться с врачами.