Posted 16 мая 2020, 06:04
Published 16 мая 2020, 06:04
Modified 30 ноября, 10:59
Updated 30 ноября, 10:59
Чем на самом деле может обернуться прогулка в период пандемии, выяснял корреспондент NewsTracker.
Действующий по сей день режим «обязательной самоизоляции» в крае объявили 31 марта, когда стало известно о новых заболевших коронавирусом. Однако закон не был полностью готов к противодействию пандемии.
На этот случай в законе предусмотрен режим «повышенной готовности», который и позволил требовать от граждан сидеть дома. Но режим «обязательной самоизоляции» юридических оснований не имел. Это и вызвало споры о том, насколько правомерны увещевания Минздрава, который с первых дней призывал ставропольчан к социальному дистанцированию.
До начала пандемии в российском законодательстве существовала только одна подходящая статья для нарушителей режима самоизоляции — статья 6.3 КоАП РФ (об общественно опасных нарушениях санитарных норм). Но ее оказалось недостаточно, чтобы заставить россиян сидеть дома. Штрафы за нарушение минимальные — до 500 рублей.
Еще одна проблема — эту статью можно было применять только к заболевшим COVID-19 или приезжим, которые получили бумагу с рекомендацией о двухнедельном карантине.
Поэтому очень скоро в Кодексе об административных правонарушениях появились дополнения к этой статье. КоАП пополнился статьей 20.6.1, которая ужесточила ответственность за нарушение режима самоизоляции. Максимальная сумма штрафа для населения установлена 30 тысяч рублей.
На Ставрополье в первые дни самоизоляции полиция активно пользовалась статьей 19.4 (о неисполнении законных требований сотрудников полиции). Это было наиболее спорное с юридической точки зрения решение за весь период изоляции.
«На тот момент было очень много спорных ситуаций, потому что на какой норме права основывались требования сотрудников полиции, они нам пояснить не могли. Они ссылались на распоряжение губернатора Ставропольского края, и все. Соответственно, они не могли предоставить эти документы. Соответственно, тогда пошла волна недовольства. Люди могли ссылаться на статью 27 Конституции», — объясняет член коллегии адвокатов «Принцип права» Сергей Перепадя.
С начала пандемии в крае поймали уже более 13 тысяч нарушителей режима самоизоляции, по официальным данным краевого правительства. Это чуть больше 0,5% населения края. Около 1 тысячи протоколов так и не дошли до суда.
Судя по официальным данным, к нарушителям в крае относятся все строже. В апреле в среднем ловили около 175 нарушителей в сутки. В мае поток административных протоколов увеличился вдвое — до 395 в сутки.
Об этом свидетельствует статистика административных протоколов. В последний раз официальную статистику озвучил зампред правительства Ставрополья Юрий Скворцов. По его данным, за первые 2 недели «обязательной самоизоляции» на гуляющих составили более 500 протоколов.
Наказание нарушителям назначает суд. Причем протоколы по статье 6.3 рассматривают мировые суды. По статье 20.6.1 дела рассматривают районные суды.
В большинстве случаев протоколы составляют по статье 20.6.1, по которой могут оштрафовать, а могут вынести предупреждение. Но в большинстве случаев, по наблюдениям юристов, опрошенных NewsTracker, суды назначают минимальное наказание в 1 тысячу рублей.
Одной из самых горячих точек в крае стал Пятигорск, который 25 дней был закрыт на карантин. Первые дела нарушителей карантина здесь начали рассматривать спустя 4 дня после закрытия города. Многих ловили на КПП при въезде в город.
Как и везде по краю, здесь суды выносили в основном предупреждения. Оправдаться удавалось единицам. Причем сами нарушители почти никогда не присутствовали на заседаниях. Суды принимали решения в основном без участия ответчика. Подавляющее большинство дел заканчивались предупреждением.
В районных судах Ставрополя сложилась похожая ситуация. Подавляющее большинство дел заканчивается для нарушителей предупреждениями, а заседания суда проходят без их участия.
Здесь большая часть нарушителей — пожилые люди старше 65 лет. Среди них и пешеходы, и водители. Пенсионеры входят в группу повышенного риска заболеваемости коронавирусом. Особое внимание к ним со стороны полиции продиктовано постановлением губернатора, в котором ясно прописано, что «граждане старше 65 лет» обязаны изолироваться дома или на даче.
Процессы о нарушении режима самоизоляции в районных судах Ставрополья поставлены на поток. Ежедневно могут проходить десятки заседаний. Так, на 14 мая в Промышленном районном суде было назначено 215 заседаний по таким делам.
В таких условиях нарушители могут даже не подозревать о решениях суда. Хотя в материалах дел, конечно, указывают, что нарушителю заранее сообщили время и место проведения судебного заседания.
Односторонний формат заседаний, по мнению адвокатов, обусловлен еще и тем, что в таком режиме граждане порой просто не успевают попасть в зал заседаний.
«Все это делалось на потоке. Еще даже на заходя в здание суда, вас пристав спрашивает: “Зачем пришли в суд?” Вы говорите, что у вас административка по 20.6.1 — он отвечает: “Вам не надо идти, у вас предупреждение”. Вот на таком уровне вершилось правосудие», — рассказывает о своем опыте участия в подобных делах адвокат Сергей Перепадя.
В отдельных случаях, по его словам, граждане могли ждать начала заседания у дверей и случайно узнать, что решение уже вынесено.
«Очень много дел. Я вижу, что эти постановления готовит помощник судьи. Я примерно понимаю, сколько в пачке может быть этих постановлений. Соответственно, в день рассматривали по Промышленному району города Ставрополя около сотни дел. Все это оперативно, без надлежащим образом извещения сторон», — поделился мнение собеседник агентства.
Ему самому пока доводилось участвовать в 10 судебных процессах, связанных с нарушением режима самоизоляции. Но клиентами в основном становились знакомые и родственники.
Нарушители режима самоизоляции на Ставрополье, как правило, не обращаются за помощью к адвокатам, как показал опрос среди юристов. Учитывая слабую информированность и мягкость наказания, очевидно, что отставить свои права в суде мало кому интересно.
«Подавляющее большинство дел рассматривалось формально, без участия сторон. Даже тогда, когда стороны находились в здании суда, под дверями зала судебных заседаний. Им отвечали: “Ну, вам все написали. Ну, у вас предупреждение. Чего вы будете заходить, садиться?” Тако было. Фактически это грубейшее нарушение законодательства», — вспоминает адвокат.
Серьезных последствий от административного наказания в вашей биографии не будет, уверяют юристы. Административное наказание погашается уже через год. Единственное, на что может повлиять, это шансы устроиться на государственную должность.
«По истечении года после привлечения лица к административной ответственности считается, что человек не был привлечен к ответственности. То есть никаких правовых последствий это решение не несет. С другой стороны, информация о привлечении к административной ответственности, как и за нарушение ПДД, все это будет пожизненно храниться в региональных информационных центрах, в федеральном информационном центре. Это, так сказать, ваш послужной список. Если человек претендует на муниципальную должность, это может быть впоследствии препятствием в получении должности», — объяснил Сергей Перепадя.
Юристы неоднозначно расценивают законодательные новшества, возникшие на фоне пандемии. Преобладает мнение о нарушении конституционных прав граждан.
«Эта норма [наказание за нарушение режима самоизоляции] противоречит Конституции, потому что власти не вводили практически ни в одном населенном пункте режим чрезвычайного положения. За редким исключением, власти не вводили режим карантина. То есть этот режим самоизоляции он исходил из каких-то нормативных подзаконных актов, каких-то непонятных объявлений, постановлений губернатора», — считает адвокат Виталий Зубенко.
В правовом обществе подобные подзнаконные акты следовало бы проверить на соответствие Конституции.
«Необходима серьезная проверка конституционности такого наказания. С одной стороны, гражданам рекомендовано не выходить из дома. С другой стороны, их наказывают за выход из дома. Ведь в подавляющем большинстве случаев выход из дома связан с жизненной необходимостью, когда человеку нужно заработать или решить жизненные проблемы», — отметил собеседник агентства.
Однако в нашей стране на объективный анализ законодательных новшеств не рассчитывают даже юристы.
«Проверить ее сегодня в условиях жесткой политики власти будет крайне сложно. Потому что, с одной стороны, еще ничего не закончилось. С другой стороны, власти будут отстаивать свою точку зрения. Вы знаете, какие сейчас суды», — считает адвокат.
Учитывая гипотетические крупные штрафы, он рекомендует не ввязываться в конфликт на улицах и беседовать с полицейскими адекватно, не пытаясь доказать свою правоту.
«Людям я рекомендую избегать таких конфликтов. В случае, если встретились с полицейскими на улице, все-таки попытаться нивелировать. У полицейских есть возможность вынести устное предупреждение на месте, чтобы человек исправился. Здесь нужно вести себя адекватно. Даже если человек считает, что он в данной ситуации прав (например, ему нужно сейчас работать, а он не получил пропуск)... Полицейский просто возьмет и составит протокол. Доказывать потом будет очень сложно», — рекомендует Зубенко.