Posted 12 апреля 2020, 20:35
Published 12 апреля 2020, 20:35
Modified 16 октября 2022, 18:36
Updated 16 октября 2022, 18:36
Проблемы у торговых центров начались с 28 марта, когда жителям края посоветовали оставаться дома и не способствовать распространению коронавируса. Поток клиентов снизился по меньшей мере вдвое, по приблизительным оценкам самих предпринимателей.
«Работают те, кому разрешено работать — это продовольственные магазины, аптеки, магазины непродовольственных товаров первой необходимости. Трафик посетителей торговых центров снизился более чем в 2 раза. Остальные магазины закрыты — это вещевые, магазины аксессуаров. Очень непростое время», — рассказал управляющий торговых центров «Триумф» Станислав Куценко.
Исчезновение клиентов — уникальная историческая ситуация, и как правильно действовать в таких условиях не знает никто.
«Рынок никогда не сталкивался с подобной ситуацией, подобного кризиса в принципе никогда не было. Сейчас всем приходится как-то перестраиваться под новые реалии, потому что рынок, каким он был ранее, таким уже не станет однозначно», — считает директор по развитию Ассоциации торговых центров Северо-Кавказского федерального округа Дмитрий Дерябин.
Ситуация в сфере ритейла, с которым в основном работают торговые центры, осложняется спецификой финансовой модели — здесь никто не имеет финансовой подушки безопасности, потому что исчезновение покупателей до сих пор казалось невозможным.
«То, что сейчас происходит в сегменте торговых центров, ритейла, это безусловно уже достаточно глубокий кризис, потому что финансовой подушки безопасности нет у предпринимателей данного сектора — все вкладывается в оборотные средства, в развитие, в новые магазины, в строительство, в реконструкцию и модернизацию торговых центров», — рассказывает Дерябин.
Многие торговые центры оказались просто не готовы обсуждать текущие условия работы с журналистами. Соглашения постоянно меняются, ужесточаются регламенты и требования комитета по торговле и перерабатывающей промышленности края.
Предчувствуя возможность обвала рынка, арендаторы и владельцы торговых центров пытаются договариваться об отсрочках. Немало торговых центров приостановили сбор арендных платежей.
«Сейчас важнее всего транспарентность в отношениях между арендатором и арендодателем. Безусловно, выживут только те предприниматели розничной торговли, которые будут способны договариваться», — считает Дерябин.
Но находятся предприниматели, которые рассчитывают выбить себе более комфортные условия аренды. Ритейлеры все чаще предлагают арендодателям вместо фиксированной арендной платы перевести расчет на процент от продаж.
«Сейчас мы видим очень много (особенно среди западных ритейлеров) ультимативных требований вдолгую. Как правило, это перевод арендной платы на процент от товарооборота. В разных сегментах он разный. В универмагах больших от 1% до 12-14%. И все ритейлеры пытаются сделать это на долгую. Не в рамках квартальных или на полгода соглашений, а на долгую», — объясняет Дерябин.
Такой подход, по его мнению, предпринимателей не спасет, поскольку убытки несут все, поэтому сейчас важнее договариваться о взаимной поддержке. Он рекомендует сторонам приготовиться к пересмотру соглашений в течение года.
«Неизвестно, сколько еще это продлится. Важно договариваться на какие-то короткие промежутки, потому что неизвестно, сколько это еще продлится, как будут выходить предприятия из данного кризиса. Поэтому здесь важно небольшими шажками. Кто будет способен договариваться, тот и будет работать», — считает собеседник агентства.
Непреклонными остаются ресурсоснабжающие компании. Они не дают отсрочек по платежам, рассказывает Куценко.
«К примеру, подается отопление в торговый центр. И теплосетям в принципе безразлично, работает торговый центр в полном объеме или нет. Счетчик крутится, соответственно, мы по этому счетчику потом должны будем оплатить. Остается очень большим вопросом, как потом оплачивать», — рассказывает Куценко.
Помимо теплоснабжения, здания торговых центрых продолжают расходовать электроэнергию на поддержание системы пожарной безопасности, на работу лифтов и эскалаторов, на освещение в коридорах. Поэтому, несмотря на явную убыточность, торговые центры пока не стремятся уклониться от оплаты услуг ЖКХ.
«Я прекрасно понимаю, как законопослушный плательщик — если счетчик намотал то же теплоснабжение, за него нужно заплатить. Потому что это те же самые заработные платы работников теплосетей. Они подали теплоэнергию, счетчик намотал, и мы должны заплатить, но помещения стоят закрытые, а за это надо платить. Вот это больше всего вызывает опасение и тревогу», — отметил Куценко.
Торговый центр «Триумф» с 28 марта перестал начислять арендную плату магазинам, которые закрылись после объявления режима обязательной самоизоляции. На вынужденные каникулы ушли около половины предпринимателей. Часть из них закрывают свой бизнес сразу. Таких, по словам Куценко, пока не больше десятка, но ситуация может ухудшиться.
Кроме того, коронавирус стал естественным трамплином для развития онлайн-торговли. Оставаясь дома, люди не перестают покупать, и в условиях самоизоляции все чаще пользуются доставкой из интернета.
«Сейчас складская недвижимость переживает определенный бум. Многие операторы (те же Wildberries, Ozon) ищут новые площади для своих складских хабов в регионах», — отметил Дерябин. По его оценкам, обороты онлайн-ритейла выросли примерно на треть на фоне карантина.