Posted 29 декабря 2019,, 09:04

Published 29 декабря 2019,, 09:04

Modified 16 октября 2022,, 18:24

Updated 16 октября 2022,, 18:24

Борьба с наркотиками в Ставрополе: как полицейские «находят» «продавцов» марихуаны

29 декабря 2019, 09:04
Во многих уголовных делах на Ставрополье фигурирует один и тот же человек, который просит знакомых купить для него наркотики, «организовывая» им тюремные сроки. Подробности выяснял NewsTracker.

Повысить раскрываемость преступлений

В начале декабря уходящего года Промышленный районный суд Ставрополя осудил некоего Александра Самурова на шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима за сбыт наркотиков. Однако в ходе процесса стала известна интересная информация, освещающая некоторые методы борьбы с наркотиками в несколько непривычном свете.

По словам Самурова, Денис Антонелис и Максим Ищенко, которые состояли в должности оперуполномоченных отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств Управления наркоконтроля ГУ МВД России по Ставропольскому краю, вместо того, чтобы раскрывать действительные преступления и выполнять свои прямые обязанности, занимались и продолжают заниматься созданием условий для совершения преступления.

«Схема, жертвой которой стало множество невинных, впоследствии осужденных людей, проста: они используют в ней так называемых агентов. Один из таких агентов – Чулаков Анатолий – военнослужащий, который является наркозависимым лицом. Когда-то, попавшись в руки сотрудников правоохранительных органов, он решил поработать на них, теперь он «подставляет» людей, а его не беспокоят и дают спокойно служить», – рассказывает Самуров.

Он отмечает, что Чулаков по указанию сотрудников втирается в доверие людей, которые иногда употребляют марихуану.

«Заказ сотрудников состоит в том, чтобы подставить их под сбыт наркотических средств, для этого Анатолий путем уговоров в течение длительного времени уговаривает своих новых знакомых приобрести для него наркотическое средство. Жертвы провокаций предлагают ему самому приобрести, рассказывают, как это сделать, но данный вариант событий не устраивает ни его, ни заказчиков. Прикрываясь тем, что он на службе и ему трудно самому приобретать растительный наркотик, он все же склоняет ему помочь», – сообщает осужденный.

Тогда, по его утверждениям, на сцену выходят Антонелис и Ищенко, которые, чередуясь, выступают в качестве контрольного закупщика.

«По легенде у Чулакова что-то случается, сам он забрать купленное не может и посылает сотрудника под прикрытием, таким образом, осуществляется оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), в ходе которого документируют якобы эпизод сбыта. При этом, так как никто из жертв никогда не занимались сбытом, никакой информации о них, как о лицах, осуществляющих преступную деятельность, не имелось и быть не могло, другие эпизоды в их биографиях отсутствуют. Записи разговоров между жертвами провокации и закупщиком в уголовных делах также отсутствуют, так как напрямую никаких договоренностей между ними не было, хотя в ходе допроса сотрудники поясняют, что именно они заказывали наркотическое средство», – утверждает мужчина.

В итоге лицам, которые просто отозвались помочь своему втершемуся в доверие другу, избирается мера пресечения в виде содержания под стражей, а далее они получают весьма внушительные сроки.

«Заказ сотрудников правоохранительных органов, как правило, на ч.3 ст.228.1 УК РФ, санкция по которой предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы. Личность Чулакова Анатолия при этом засекречивают, в делах он числится как Иванов А.А. Схема, казалось бы, нехитрая, но на нее попадаются невинные люди, которые имеют семьи, жизнь которых только начинается, которые имели неосторожность выбрать себе неподходящую компанию, которые платят за свою неразборчивость в людях годами жизни на “нарах”», – делится печальным опытом Самуров.

Примечательным фактом является то обстоятельство, что, по имеющимся сведениям, оперуполномоченный Антонелис был переведен на иную должность, связанную с раскрытием экономических преступлений.

«При этом прицепом пошел и Чулаков, который теперь используется для провокации преступлений, но уже в сфере фальшивомонетничества. Он втирается в доверие и предлагает своим знакомым приобрести фальшивые купюры и обналичить их в конкретных банкоматах Ставрополя. Жертвой мог стать Худоян Дмитрий Олегович, который оказался более предусмотрительным и не поддался на провокации», – рассказал осужденный.

В распоряжении у Newstracker имеется соответствующая аудиозапись переговоров Чулакова и Худояна.

Идентичные процессы

В редакции NewsTracker также попали материалы трех судебных процессов: самого Самурова и еще двоих людей, Станислава Гунькина и Александра Козина, также осужденных при участии вышеупомянутых лиц.

В ходе процесса Гунькина Ищенко показал, что он работает в должности старшего оперуполномоченного управления по борьбе с наркотиками.

«Осуществляя свою деятельность, в управление по борьбе с наркотиками поступила информация о сбыте наркотических средств парнем по имени Станислав. Для проверки данной информации было принято решение о проведении ОРМ «Проверочная закупка». Информация о сбыте наркотических средств поступила от знакомого старшего оперуполномоченного Антонелиса», – сообщил правоохранитель.

Сам же Антонелис пояснил, что Гунькин предложил ему приобрести у него марихуану, предварительно перечислив на его банковскую карту деньги, и назначил место встречи у гипермаркета «Пятерочка», где Гунькин и передал ему сверток с марихуаной. Чулаков же сообщил, что Гунькин сам предложил ему наркотики. При этом в материалах дела нет данных, что Гунькин говорил на эту тему с Чулаковым.

«Согласно показаниям свидетеля Чулакова, его знакомый Гунькин предложил ему приобрести наркотическое средство «марихуану», эту информацию он донес до Антонелиса. Вместе с тем, согласно исследованным в судебном заседании материалам уголовного дела, в материалах дела отсутствует стенограмма каких-либо телефонных переговоров, свидетельствующая, в частности, о просьбе Гунькина свидетелю Чулакову в реализации наркотических средств», – подметил суд.

Другой осужденный, Александр Козин, также попался при схожих обстоятельствах.

«Козин, действуя по просьбе и в интересах Антонелис, действовавшего в рамках ОРМ «Проверочная закупка», получив в счет оплаты за наркотическое средство денежные средства в сумме 3000 рублей, незаконно приобрел у неустановленного лица при неустановленных обстоятельствах вещество растительного происхождения зелено-коричневого цвета, массой 2, 900 грамм, которое представляет собой наркотическое средство – гашиш. Допрошенный в судебном заседании подсудимый Козин показал, что встречался с малознакомым парнем, по просьбе которого в дальнейшем приобрел марихуану», – указано в документах суда.

В случае Самурова, проливающем свет и на дело Козина, участвовал не Антонелис, а Ищенко. При этом в суде Самуров вину не признал. Он рассказал, что Козин – его друг детства и как-то к нему в гости пришли Антонелис и Чулаков. Парни вышли с Козиным на кухню, через некоторое время он услышал доносившийся с кухни шум, споры, так как Чулаков настойчиво просил Козина купить наркотические средства. Потом Чулаков начал настойчиво просить Самурова зайти на специальный сайт и посмотреть, сколько будет стоить 5 грамм гашиша. С этого все и началось. В итоге Самурова уговорили взять «закладку».

«Позвонил Анатолий, начал говорить, что его не отпускают со службы, очень просил сесть на такси, поднять для него закладку, обещал при встрече оплатить потраченные на такси деньги. Он не сразу, после длительных уговоров, согласился, вызвал такси, поехал, поднял закладку и перезвонив Чулакову, сказав тому, что наркотики у него и что делать дальше. Анатолий предложил ему встретиться на фонтане, что он якобы уже едет туда на такси, по пути к фонтану, когда он ехал в такси, ему вновь позвонил Анатолий, сказал, что у него не получается подъехать на встречу, не отпускают со службы, что на встречу приедет его друг Максим, который ему звонил ранее», – указано в документах суда.

В итоге Самуров передал часть наркотиков Ищенко, часть – Чулакову. Вскоре он был задержан прямо на работе и доставлен в полицию. Он знал, что Козин дружил с Чулаковым примерно 8 лет, не признает вину в сбыте наркотических средств и считает, что не сбывал их, а помогал Чулакову, другу его лучшего друга их приобрести.

На суде Самурова Антонелис сообщил, что информацию получил от некоего Иванова (так, по данным Самурова, в делах шифруют Чулакова).

«В отдел УНК ГУ МВД России по СК поступила оперативная информация о преступной деятельности неустановленного лица по имени Александр, как позже установлено его имя Самуров Александр. К нему обратился Иванов, который был знаком с Александром, и знал, что тот занимается сбытом наркотических средств. Было принято решение о внедрении к Самурову старшего оперуполномоченного УНК ГУ МВД России по СК майора полиции Ищенко», – таковы были показания Антонелиса.

Новый год за решеткой

По имеющимся сведениям, «благодаря» действиям Антонелиса, Ищенко и Чулакова был вынесен не один обвинительный приговор.

Станислав Гунькин был осужден Шпаковским районным судом. Судья хоть и не признал провокацию, но переквалифицировал преступление на пособничество в приобретении, освободив в зале суда.

Александр Козин был освобожден в зале Промышленного районного суда в связи с тем, что его действия были переквалифицированы со сбыта на пособничество в приобретении наркотических средств. Однако, через некоторое время апелляционная инстанция изменила приговор и вновь взяла Козина под стражу в зале суда, осудив на 6 лет лишения свободы.

«Это подстава какая-то. Настолько все это в наглую сделано. Это просто хамство и наглость со стороны правоохранительных органов,» – через слезы говорит родная сестра Козина Юлия Бартенева.

Александр Самуров был осужден Промышленным районным судом на 6 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Он считает, что уже после того, как его заключили под стражу и дело было передано в суд, сотрудники продолжали фальсифицировать доказательства.

«Когда я сидел, с различных IP-адресов заходили на мой кошелек Биткоина, удалив всю информацию о транзакциях, которые имеют существенное значение для дела. А следователь сфабриковала дело, заведомо зная, что я невиновен. Я один из многих, кого сотрудники полиции подставили, от чего страдают моя жена с двухгодовалым ребенком, родные и я, в частности, уже 1 год и 5 месяцев», – переживает мужчина.

Адвокат Самурова Нарине Айрапетян указала, что в настоящий момент приговор в его отношении обжалуется.

«К сожалению, суд первой инстанции не согласился с нашими доводами относительно провокации преступления, которая в свою очередь исключает преступность деяния. Мы будем продолжать бороться», – отметила юрист.

Алексей Болычев, уголовное дело, в отношении которого в настоящий момент находится на рассмотрении в Шпаковском районном суде, также рассказывает о просьбах Чулакова.

«Ко мне обратился старый армейский товарищ по имени Анатолий с просьбой помочь приобрести сильнодействующее вещество – «масло». Я никогда не занимался подобными вещами, но пояснил, что знаю, где это можно купить. Анатолий был не один, а якобы со своим другом, уже потом я узнал, что это оперативный сотрудник», – рассказывает мужчина.

По словам собеседника, его фактически уговорили помочь купить «масла».

«Я узнал, где это можно сделать и согласился туда поехать одной компанией, в последний момент, перед выездом, Анатолий сообщил, что не сможет поехать, попросил меня поехать за маслом с его другом. В дальнейшем все перевернули так, что я являюсь продавцом сильнодействующего вещества, возбудили уголовное дело, взяли меня под арест. А я даже не выходил из автомобиля, когда приобреталось сильнодействующее вещество, не получал деньги, не передавал масло», – жалуется Болычев.

Его адвокат, Андрей Солошенко, считает, что он невиновен.

«Я не согласен с тем, как были квалифицированы действия Болычева. Считаю, что им не совершалось преступление» – комментирует юрист.

Напомним, что, согласно статье 33 Уголовного Кодекса РФ, что лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом, является подстрекателем преступления, а лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, является организатором. Есть еще часть 4 статьи 303 УК РФ.

«Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет», – гласит закон.

"