Posted 25 декабря 2019, 09:18
Published 25 декабря 2019, 09:18
Modified 16 октября 2022, 18:23
Updated 16 октября 2022, 18:23
За что борются таксисты?
Две недели подряд в социальных сетях сообщается, что по понедельникам в утренний час пик ставропольские такси агрегаторов «Яндекс» и Uber устраивают собрания. Они не выходят на работу в надежде привлечь внимание работодателей и пассажиров к серьезным проблемам, которые начали появляться в этой сфере.
NewsTracker удалось побывать на встрече и пообщаться с одним из организаторов Евгением Кочергиным.
«Сегодня мы проводим одно из первых общих собраний нашей будущей общественной организации „Союз профессиональных водителей такси“. Мы решили несколько важных вопросов для создания нашего союза на юридическом уровне», — рассказал Кочергин.
На второй встрече присутствовало не так много людей, как на первой, но, по мнению организаторов, это к лучшему. Во-первых, собрались именно активисты, готовые к действию и оказанию помощи. Во-вторых, массовость, конечно, нужна для привлечения внимания, но эти собрания — ни бунт, ни митинг. И парализовывать работу таксоперевозок не входит в планы «Союза».
Хотя некоторые из присутствующих все-таки желали придать массовости событию. Например, директор таксопарка «Экспресс», в котором работают более 30 автомобилей, Игорь Михайличенко.
«Я отключил свой автопарк, в связи с этим ни одна моя машина не вышла на маршрут, таким образом, мы поддерживаем ребят, поддерживаем создание этой организации. Оттого, что мы не вышли на 1 день, мы не обеднеем и ничего не потеряем. И я хочу, чтобы другие таксопарки тоже к этому присоединились. Есть алчные люди, для которых финансы — это все. Но мы водители, братья, мы должны стоять друг за друга», — поделился мнением Михайличенко.
Псевдоподдержка властей
По словам организаторов, они обращались и согласовывали свои планы с администрацией города Ставрополя и министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.
«Мы обратились в администрацию и в министерство. Нас выслушали, подсказали, как нам лучше поступить. Именно они порекомендовали нам создать организацию. Мы обратились к ним для согласования места проведения этой встречи. Но на Российском проспекте, где мы собирались в прошлый раз, в этот понедельник планировалось мероприятие. И в городской администрации нам предложили перенести собрание на парковку у „Ленты“, что по дороге в аэропорт», — рассказал Кочергин.
Однако по приезду на место выяснилось, что эта территория не относится к городу Ставрополю и администрация краевой столицы не могла «распоряжаться» этой парковкой. Они также не передали в администрацию Шпаковского района информацию о предстоящем массовом мероприятии.
В итоге на встречу таксистов приехали несколько нарядов полиции и представители районной администрации. Всех водителей опросили, записали данные.
А вот заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Вячеслав Чабан, который обещал приехать и пообщаться с таксистами, так и не появился на парковке.
Война за клиента за счет зарплат
Организаторы отметили, что ситуация на рынке таксоперевозок плачевная. Это связано с тем, что некоторые агрегаторы пытаются монополизировать рынок. Они вводят ряд определенных мер, связанных с демпингом цен, и выдавливают компании, которые уже есть в городах.
«Агрегаторы никак не следят за ситуацией. Набирают водителей, которые не имеют достаточного опыта вождения, естественно из этого вытекает ухудшение ситуации на дорогах, как у нас в регионе, так и в целом по стране. Постоянно всплывают новости о ДТП с участием такси. Непрофессионализм водителей и жесткие рамки заработки от агрегатора — это беда таксоперевозок», — рассказал организатор мероприятия Кочергин.
По его словам, агрегатор ставит определенные планки, которые должен выполнить водитель, чтобы заработать определенную сумму денег. Для выполнения плана, а это 35 поездок, приходится работать по 14-16 часов.
«Мы пытались мониторить ситуацию, как действуют в других регионов. Права профессиональных водителей нарушаются почти везде, в виду переработок, никто за этим не следит. Те же агрегаторы наплевательски относятся к водителям», — добавил собеседник.
Безопасность таксистов никого не волнует
Таксисты рассказали, что буквально на днях один из водителей такси в Ставрополе стал жертвой нападения.
«На него напал пассажир, водитель пытался попросить помощи у агрегатора, заказ которого он выполнял. В итоге они связались с ним только через 10 часов после происшествия. Да и то ничем не помогли, так как сняли с себя всю ответственность, посоветовав обратиться в таксопарк», — рассказал Кочергин, который сам пытался помочь пострадавшему связаться с Яндексом.
Дело в том, что напрямую агрегатор не имеет с водителем никаких трудовых отношений. Это к слову одна из причин, почему нельзя создать обычный профсоюз. Любой водитель может стать прямым партнером, но для этого нужно оформлять ИП, а многим это невыгодно.
«Между водителем и агрегатором стоит таксопарк. Именно на них агрегаторы пытаются скинуть всю ответственность. К сожалению, на законодательном уровне это не отрегулировано. Но мы хотим навести порядок в этой сфере. Мы решили создать организацию, в которую может вступить любой профессиональный водитель, он может озвучивать свои проблемы. И в рамках правового поля решать все проблемы», — отметил собеседник.
Фальшивая страховка
По словам таксистов, агрегаторы зачастую не реагируют на просьбу в экстренной ситуации.
«Все мы знаем, что есть кнопка СОС, которая не действует. Не дай бог окажемся мы в сложной ситуации, нам никто не поможет. В такси „Максим“ есть кнопка „Тревога“. Слава богу, водители адекватные, если видят, что кому-то нужна помощь, то подъезжают, стараются помочь, потому что в такой ситуации может оказаться каждый. Что касается агрегатора, то на все просьбы, звонки в службу техподдержки никто не отвечает», — сообщил организатор.
По его словам, агрегатор «Яндекс» рассылает информацию, что водитель и пассажир застрахованы, когда нажимается кнопка «В ПУТИ», якобы страховка включается автоматически. Но по факту получить ее оказалось практически не возможно.
«Я лично со своего телефона звонил много раз, пытался от сервиса получить конкретные разъяснения, куда мы можем отправить официальный запрос. Я раз 20 позвонил. ИНН организации, на которую зарегистрирован номер телефона, они, естественно, не сказали, фактический адрес никто не предоставил, сказали обращаться в техподдержку. Техподдержка сливается. По факту водитель застрахован, он получил телесные повреждения, Яндекс должен возместить ему некие денежные средства, ущерб», — сообщил Кочергин.
Ждут повышения комиссии
Водители признаются, что как и все люди они хотят зарабатывать, получать достойную оплату труда, но в такси это становится сложнее с каждым месяцем.
«Пару дней назад нас вогнали в еще большие рамки. Агрегатор нам снизил цены, минималку. Если летом за выполнение 35 поездок мы получали 5 тысяч рублей, позже эта сумма уменьшилась до 4500, теперь же мы получаем 4,3 тысячи. А с учетом расходов на топливо, техобслуживание и выплаты кредитов за авто, на жизнь не остается совсем ничего. Многие из нас взяли в кредит хорошие авто, чтобы пассажирам было комфортно. Но с такими зарплатами отбить вложения не получится. А тут еще комиссия будет еще увеличена до 25%. В некоторых регионах уже повысилась. Мы пытались связаться с региональными представителями сервиса, нас никто не слышит, никто не хочет идти на диалог», — жалуются таксисты.
Они пояснили, что сейчас Яндекс берет себе 16,1%. До 25% комиссию подняли в районах, где Яндекс уже стал монополистом. Еще 3-5% берет себе таксопарк, через который проходят средства от Яндекса до водителя. Некоторые таксопарки и агрегаторы берут отдельную комиссию за обналичивание безналичных оплат.
Не только для водителей, но и для пассажиров
Создать «Союз» решили для того, чтобы их услышали. Зарегистрировать его в министерстве юстиции, чтобы активная группа могла отстаивать права и интересы водителей в юридическом поле, а не просто прийти в таксопарк и написать заявлению или просьбу, которую помнут и выкинут. А уже непосредственно делать официальные запросы, получать конкретные разъяснения.
Это касается не только Яндекса, а всех агрегаторов. Кто-то работает в такси «Максим» — там тоже есть свои проблемы.
«Наша организация должна быть нацелена не только на помощь водителям Яндекса, а именно профессиональным водителям, тем, кто занимается таксоперевозками. Свои права надо отстаивать. И первым делом нам нужно на законодательном уровне установить минимальную стоимость поездки и максимальный размер комиссии. Тогда агрегаторы не смогут „покупать“ пассажиров низкими ценами за счет зарплаты водителей. Останется одно: привлекать клиентов сервисом, мастерством водителей, хорошими чистыми автомобилями», — сообщил Кочергин.
Он добавил, что работа будет также вестись с пассажирами — прием от них жалоб и проверки фактов нарушений.
«Есть водители, которые имеют низкий стаж вождения, играют в шашечки на дорогах. На нас жалуются в соцсетях жители, что все чаще стали попадать такси в аварию. Это все с чем связано? Кто-то получил права неделю назад, пришел в таксопарк, там глаза закрыли, взяли его на работу, зарегистрировали. Люди садятся к нему, думают, что профессионал, имеющий определенный стаж вождения, доверяют ему свою жизнь. Если водитель не виноват, мы тоже будем оказывать всяческую помощь. На нас жалуются в соцсетях жители, что все чаще стали попадать такси в аварию. Это все с чем связано? Кто-то получил права неделю назад, пришел в таксопарк, там глаза закрыли, взяли его на работу, зарегистрировали. Люди садятся к нему, думают, что профессионал, имеющий определенный стаж вождения, доверяют ему свою жизнь. Если водитель не виноват, мы тоже будем оказывать всяческую помощь. Но мы должны взаимодействовать с пассажирами, которые пользуются сервисом, которые нас кормят», — рассказал собеседник.
Высокий сервис вместо низких цен
По мнению собравшихся, Яндекс заманил всех низкими ценами для пассажиров, сейчас огромное количество людей пользуется именно этим агрегатором, а водителей заманил своими бонусами.
«Сейчас водители и таксопарки набрали кучу автомобилей в лизинги, в кредиты, и они просто не могут никак поменять ситуацию, человек обклеил автомобиль Яндексом, он прикован к этому агрегатору и не может никак противодействовать, потому что ему надо платить кредиты. Платят эти бонусы с перебоями, периодически их просто лишают. Это не решается так, что сидит оператор и смотрит, кто не доехал, кто проехал, кто завершил заказ, но поехал дальше. Система сама непонятно как это считает, а на наши вопросы отвечают, что информация конфиденциальна. Водитель может обратиться в таксопарк, но там не отреагируют. Мы будем это все делать на официальном уровне, запрашивать у таксопарков информацию, и они не вправе будут нам отказать. Мы будем в юридическом поле добиваться наших прав, отстаивать наши интересы. Попытаемся вместе с минтрансом выработать какую-то стратегию по улучшению дорожно-транспортной обстановки», — пояснили организаторы.