Posted 15 декабря 2019, 09:19
Published 15 декабря 2019, 09:19
Modified 16 октября 2022, 18:20
Updated 16 октября 2022, 18:20
Мексиканские страсти вокруг завода
В начале года министерство экономики Ставропольского края сообщило, что в Лермонтове планируется построить предприятие по производству нитроцеллюлозы. В него хотят вложить более шести миллиардов рублей.
«Проект обойдется в сумму более 6,2 миллиарда рублей. За 7 лет завод должен выйти на самоокупаемость», – рассказали в ведомстве.
Чиновники отметили, что завод планируется создавать по системе непрерывного замкнутого цикла, что положительно скажется на сохранении экологии. На предприятии внедрят уникальные технологии, которых ранее не было в России. Продукцию планируется применять в производстве лакокрасочных материалов, в основном она будет предназначаться для иностранных потребителей.
Позже стало известно, что данный проект может быть частью договоренности предпринимателя Альберта Авдоляна с краевыми властями. Осенью 2018 года он пришел на выручку градообразующим предприятиям Лермонтова, когда жители города могли остаться без отопления из-за долгов теплоснабжающей компании. Собственный источник сообщил NewsTracker, что вероятно Авдолян получил право строить химический завод на курортной земле в обмен на помощь замерзавшему городу. В пользу этой версии говорит возможная связь между инвестором – московской компанией «Химинвест» и Альбертом Авдоляном.
По данному вопросу губернатор Ставрополья Владимир Владимиров провел встречу с представителями «Химинвеста». Глава края отметил, что Лермонтову нужны новые инвестиционные проекты и дополнительные рабочие места в связи с тем, что как моногород он переживает не лучшие времена. При этом Владимиров подчеркнул, что производство нитроцеллюлозы должно быть полностью безопасным. Генеральный директор ООО «Химинвест» Сергей Медведев заверил главу региона в безопасности проекта.
Однако экологические активисты выступили против, указывая на излишнюю промышленную нагрузку в эколого-курортной зоне. Петицию подписали более 3 тысяч человек. Свою позицию активисты высказывали на встречах с руководством Лермонтова, министром природы Ставрополья и губернатором.
В итоге на заседании президиума регионального отделения партии «Единая Россия» во вторник 26 ноября принято решение рекомендовать московской компании «Химинвест» перенести строительство завода нитроцеллюлозы из Лермонтова на другую площадку. В партии мотивировали это решение недовольством местных жителей, однако отметили, что проект нужно сохранить в крае.
«Теперь предстоит большая работа, чтобы не потерять этот важный для края инвестпроект», – отметил Владимир Владимиров.
После встречи с жителями Лермонтова руководство «Химинвеста» приняло решение перенести производство в другой регион.
Позже другая группа общественников из Лермонтова при встрече с губернатором назвала протесты против строительства завода «не совсем добросовестным ажиотажем» и выразила сожаление, что проект перенесли.
Неожиданно глава администрации Невинномысска Михаил Миненков предложил построить многострадальный завод в этом городе, если другим территориям это не нужно.
«Я делаю официальное предложение компании „Химинвест“ зайти к нам в региональный индустриальный парк», – написал Миненков.
Позже, на пресс-конференции, отвечая на вопрос о планах принять этот проект, Миненков заявил, что переговоры о строительстве нитроцеллюлозного завода в Невинномысске не ведутся.
«Что касается нитроцеллюлозного завода, который в Лермонтове не состоялся, то в Невинномысске сегодня нет каких-либо переговоров по поводу его строительства. Как только будут переговоры, я вам скажу», — заявил Миненков на пресс-конференции.
При этом власти Ставрополья продолжают надеяться, что завод будет построен на территории края – об этом сообщил журналистам Владимир Владимиров. По его словам, в России будет всего три таких завода и потеря таких инвестиций и рабочих мест не в интересах региона.
Неумение работать с инвесторами
Советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Ставрополья Сергей Владимиров указывает, что в истории с заводом ошибки были допущены с самого начала.
«До того, как было одобрено строительство завода и объявлено об этом общественности, краевая власть должна была выяснить мнение профессионалов в данной области и понять, несет ли это потенциальную угрозу природе и людям, и только после этого принимать решение о выделении земельного участка, то есть управленческий алгоритм был нарушен. Не знаю, насколько близки отношения между инвестором и Ставропольем, но произошедшее – это удар по имиджу края как инвестиционно привлекательного региона. Когда инвестору предоставляют землю до выяснения ситуации в муниципалитете, а потом край меняет место для размещения завода, отменяет предыдущую договоренность по каким-то причинам, не важно экологическим или социальным, это выглядит не в лучшем свете», – уверен собеседник.
Он отмечает, что Ставропольский край заинтересован в создании новых производств, однако для их беспроблемного размещения и функционирования должна работать стратегия развития региона. Как пример работы в этом русле, Владимиров привел 2017 год, когда на Ставрополье был проведен «форсайт-кэмп» целями которого, в том числе, было определение, каким будет Ставрополье в 2035 году: будем ли мы развиваться в сторону курортной, туристической сферы, в сторону размещения высокотехнологических производств.
«Привлечение любого инвестора конкретного направления – это реализация плана мероприятий той самой стратегии, которую разрабатывают не обязательно на форсайте, где обсуждаются проблемы в общем. Ставропольский край очень долго и дорого разрабатывал стратегию 2035 и очень темная история, куда она делась и почему ее публично не озвучивают», – отметил эксперт.
При наличии качественно разработанной стратегии краевым властям не пришлось бы переживать все эти скандалы и терять инвестиционную привлекательность, с одной стороны, и уважение граждан – с другой.
«Нам не нужно было бы устраивать какие-то баталии: мы должны открыть эту стратегию, где учтено мнение городов КМВ (властей и жителей), а там написано, что, допустим, имеется охранная зона и жители против новых производств и, в связи с этим, даже не пытаться, не тратить время на предоставление земли под новые опасные производства. Или, наоборот, если стратегия развития качественно проработана, действовать. Если есть консенсус в обществе о необходимости таких производств, тогда, возможно, этого скандала бы и не случилось. К сожалению, мы, в очередной раз, пытаемся построить здание, начиная с крыши», – поделился мнением Владимиров.
С общественным мнением в данном случае работа была проведена также не на лучшем уровне.
«Допустим, у нас нет стратегии развития края. Работаем с той ситуацией, которая есть на сегодня. Тогда должны были отработать профессионалы этого «Химинвеста», помимо них, у нас есть химико-технологический колледж в Невинномысске, СКФУ. Завод, производство которого носит потенциально опасный характер – дело консенсуса общества: жителей края, жителей города, экологов и экспертов по безопасности. С обществом нужно было предварительно работать», – уверен эксперт.
Как пример он привел мусороперерабатывающие заводы в Норвегии, которая закупает у соседних стран мусор, зарабатывая на этом деньги.
«Но для этого они подготовили регион, приучили людей разделять мусор, разъяснили им все, и все поняли, что ничего страшного при ввозе чужого мусора не случится. Если бы с жителями края была проведена такая же работа, возможно, жители Лермонтова попросили бы два завода по нитроцеллюлозе, так как поняли бы, что опасности там ноль, прибыль в регион и город идет, появляются новые рабочие места. Я не знаю, как была построена предварительная работа с этим инвестпроектом – ощущение, что она отсутствовала», – отметил собеседник.
По словам Владимирова, если бы предварительная работа инвестором и краевыми чиновниками была проведена правильно, то выбор места размещения стал бы второй стадией, в которой муниципалитеты конкурировали бы между собой за право разместить это производство у себя.
«Претенденты-муниципалитеты бы собрались на открытом конкурсе в правительстве и рассказали о своих преимуществах для инвестора. Мы постоянно мониторим ситуацию по улучшению инвестиционной привлекательности муниципалитетов и видим, что она ведется недостаточно», – сообщил эксперт.
Он считает, что это будет возможно только тогда, когда муниципалитеты осознают свою выгоду от грамотно проведенной работы с инвесторами.
«В настоящее время так и не придумана действенная механика для налаживания диалога между муниципалитетами и бизнесом. До сих пор ряд глав муниципальных образований не сделали ежемесячные встречи с бизнесом своей плановой работой», – подчеркнул Владимиров.
Три основных варианта
Сопредседатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павле Мрвалевич считает, что от нового производства край только выиграет.
«Ставропольскому краю нужно пополнение бюджета, рабочие места, нужно производство, продукцию нужно будет транспортировать, значит, будет подключен транспорт и водители, ведь несколько отраслей всегда связаны, не говоря уже о том, что это укладывается в программу импортозамещения. Но нам нужно учиться привлекать инвесторов и объяснять ситуацию людям, например, здесь простые граждане при слове «нитроцеллюлоза» воспринимают это как нитроглицерин или еще что-нибудь такое. Но ее же уже производят и у нас, и в других странах», – отметил эксперт.
При этом безопасность людей и принятие во внимание их мнения должны быть на первом месте.
«Инвесторов привлекать нужно, но не таких, как в индийском Бхопале, когда при взрыве завода погибло 18 тысяч человек. Мы не должны строить любые предприятия, грязные или небезопасные, нужна экологическая экспертиза, потому что сейчас сложно судить, что это будет за завод. Если говорят о современном оборудовании, наверное, это будет завод подобный тому, который есть в Германии. Если люди там окажутся недовольны, то будут искать другой вариант, ведь если не учитывать мнение граждан, то и отношение к власти будет такое же: это прямая связь, если власть игнорирует граждан, то граждане игнорируют власть, а так как скоро выборы, все может аукнуться», – поделился мнением Мрвалевич.
Также он рассказал, каким требованиям должен удовлетворять город для размещения в нем данного завода.
«У предприятия, которое собирается здесь строить завод, есть свои соображения по выбору площадки и места, главные из которых – близость к сырью, носителям электроэнергии, газа, воды. К тому же инвесторы заинтересованы в безопасности, так как если на предприятии произойдет авария, и людям, и окружающей среде будет причинен ущерб, то оно будет востребовано в суде, и они это прекрасно понимают и стараются выбрать безопасные площадки. Что касается городов, в которых есть такие площадки, к которым можно подключиться, то я считаю, что это Георгиевск, Невинномысск, Буденновск», – сообщил эксперт.
При удобстве площадки Георгиевска строительство завода там маловероятно, в отличие от Буденновска.
«Несмотря на то, что Лермонтов не является курортной зоной, тем не менее, он находится вблизи курортных объектов, и это стало причиной возмущения общественности. Однако Георгиевск – это тоже Кавказские Минеральные Воды, и люди тоже могут возмутиться. Я считаю, что стоит рассмотреть места восточной зоны, например, Буденновск располагается ближе к месту, где они будут брать целлюлозу для производства, в настоящее время ее уже выращивают там и в Арзгирском районе», – отметил Мрвалевич.
Признанная столица химиков Ставрополья – Невинномысск – также вполне может принять новое производство.
«В Невинномысске заводская зона отделена от города, людям уже привычно, они не очень боятся химических предприятий. Опять же здесь уже есть специалисты и химическое производство, которое безаварийно работает. Еще плюс – Невинномысская ГРЭС, которая является удобным источником энергии для потребностей предприятия», – указал собеседник.