Posted 13 октября 2019, 14:45

Published 13 октября 2019, 14:45

Modified 16 октября 2022, 18:22

Updated 16 октября 2022, 18:22

Остаться в живых: автовокзалы Ставрополя эксперты назвали опасными для пассажиров

13 октября 2019, 14:45
Закрытые туалеты, поездки на КМВ на табуреточке и нелегальные перевозчики, ворующие пассажиров — какие еще проблемы есть у Ставропольских автостанций, выяснял корреспондент NewsTracker.

Первый автовокзал Ставрополя был построен в конце 1950-х годов на улице Орджоникидзе около гостиницы «Ставрополь». Оттуда отправлялись внутрикраевые и межрегиональные автобусы. И только в конце шестидесятых годов открылся нынешний центральный автовокзал на улице Мира.

В 2003 году из-за сильной нагрузки на центральный автовокзал в Юго-западном районе, на выезде из города построили автостанцию № 1. Она имеет большой зал ожидания, магазин и шесть касс и шесть посадочных платформ, обслуживает междугородние, межобластные, международные рейсы. Автостанция № 2, расположившаяся на проспекте Кулакова, обслуживает рейсы в ближайшие города и села Ставропольского края.

На сегодняшний день все эти три пункта отправления входят в состав ОАО «Автовокзалы Ставрополь», всего акционерное общество объединило 47 автостанций. Согласно системе СПАРК, чистая прибыль ОАО за 2018 год составила 15 миллионов, при том, что в 2017 год этот показатель был в 3 раза меньше.

При таких доходах автовокзалы, в том числе ставропольские, должны развиваться и выходить на достойный уровень. Но на деле все иначе.

«В связи с работой мне часто приходится ездить по краю. Я регулярно пользуюсь услугами наших автовокзалов. Если это небольшие расстояния, например, Ставрополь — Невинномысск, то поездки проходят относительно гладко, хотя и приходится периодически сталкиваться с недоброжелательным отношением со стороны водителей. Если же это более далекие расстояния, то поездки почти всегда сопровождаются стрессом», — рассказал NewsTracker житель города Ставрополя Никита.

Никакой безопасности

Он признался, что заходя на автостанцию, он не чувствует себя в безопасности. Ведь только на центральном автовокзале в Ставрополе стоят металлоискатели, и в зону посадки нельзя попасть, не пройдя через них. На южной и северной автостанциях такого нет.

При этом корреспондент NewsTracker выяснил, что даже на Центральном автовокзале рамка-металлоискатель хоть и установлена, но не является обязательной к проходу. И любой человек может ее обойти.

«В здание автостанции может зайти кто угодно, там никого не досматривают, там даже охраны никакой нет. Периодически прогуливаются полицейские, но лично я вижу их очень редко. Попасть в зону посадки можно, даже не проходя через здание самой автостанции. То есть, если кто-то захочет совершить теракт или перевезти бомбу, то он сможет это сделать без всякого труда», — рассказал собеседник.

По его мнению, на автостанциях должны стоять такие рентгеновские конвейеры, как в аэропортах и на ж/д-станциях, так как автоперевозки не менее важны, чем авиаперелеты.

Нелегальные перевозчики

«Когда заходишь на автостанцию, тебя тут же облепляют непонятные лица, спрашивающие, куда тебе нужно ехать. И даже если ты не обращаешь на них внимания, они не отстают, пока ты не скажешь, что у тебя уже есть билет. И это при том, что на автостанциях постоянно предостерегают от водителей, занимающихся незаконными перевозками, не проходящих медосвидетельствование», — посетовал Никита.

К слову, на сайте ОАО «Автовокзал Ставрополя» предостережение о нелегальных перевозчиках висит с 2016 года, что говорит о том, что проблема существует давно, но с ней никто не борется.

«Нелегальные перевозчики навязывают населению свои сомнительные услуги вблизи и на территории автовокзалов и автостанций и буквально „за рукав“ уводят пассажиров от касс к своим машинам. Нет никакой гарантии, что транспорт нелегалов пригоден для безопасной эксплуатации, а водители достаточно квалифицированы, соблюдают режим труда и отдыха и могут быть допущены по состоянию здоровья к перевозке пассажиров. У нелегальных перевозчиков отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. В связи с этим все сопутствующие риски пассажир такого перевозчика несет самостоятельно. Не подвергайте свою жизнь и здоровье опасности, не рискуйте жизнью и здоровьем Ваших детей! Не давайте нелегальным перевозчикам навязать Вам свои сомнительные услуги!», — говорится в сообщении.

Примерно этот же текст постоянно раздается из колонок на автостанциях, но на этом забота о безопасности населения заканчивается.

Поездка на табуретке

«Что касается конкретно транспорта, то тут сказать по большей части нечего. Ездят маршрутки более-менее новые, хоть и дико неудобные. Но бывают и исключения. Иногда попадаются обычные „газельки“, в которых приходится ехать боком или задом-наперед. Как их допускают до междугородних перевозок, мне вообще непонятно. Ведь хорошо известно, что многих людей укачивает, если ехать задом-наперед. И состояние этих „газелек“ тоже внушает большие опасения», — продолжил Никита.

По его словам, нумерация мест при посадке не имеет никакого значения. Берешь ты первое место или десятое, никого не волнует. Кто первый заходит в маршрутку, тот и занимает хорошие места. Диспетчеры за этим вообще никак не следят.

«Хамство среди водителей — обычное дело. И очень часто водители подбирают людей, когда мест в маршрутке уже нет. В таких случаях посреди салона просто ставится табуреточка. Я понимаю, что случается всякое, кому-то, может быть, не хватило билетов, во многих поселках просто-напросто нет никаких автостанций. Но на дворе 21 век, неужели власти и руководство автовокзалов до сих пор не могут решить эту проблему?», — добавил собеседник.

Что делать в случае пожара?

Проблемы и нарушения замечают не только пользователи услуг. Периодически автовокзалы и автостанции, входящие в состав ОАО, становятся объектами проверок и часто их не проходят.

Взять автовокзал города Невинномысска — в 2018 году он провалил очередную проверку. На предприятии выявили порядка 10 нарушений правил Ростехнадзора. Начиная от неправильной маркировки щитовых, заканчивая неправильной прокладкой кабелей на лестничной клетке и отсутствием схем.

Также в 2018 году большой список нарушений пожарной безопасности выявила проверка МЧС.

«При эксплуатации эвакуационного выхода допускается загромождение в виде поста охраны. Стены на путях эвакуации из здания облицованы сгораемым материалом, под лестничным маршем расположена кладовая для хранения различного сгораемого материала», — сообщается в отчете о проверке.

В документе перечисляются и другие нарушения — несоответствие схем эвакуации ГОСТу, двери открываются не в ту сторону и, конечно, сгораемые материалы, которые хранятся в кладовых, в подвале, которыми облицованы все стены.

Кроме того, на сегодняшний день идет судебное разбирательство между ОАО «Ставрополь автовокзал» и Управлением Роспотребназдора из-за жалобы местного жителя, что говорит о возможном нарушении прав потребителей в предприятиях, входящих в состав акционерного общества.

С wi-fi вместо туалетов

Другой активный пользователь услугами автовокзалов Ставрополя Анастасия добавила еще несколько проблемных пунктов в список.

«Я чаще всего выезжаю с Южной автостанции, но этим летом пришлось воспользоваться услугами Северной. Скамейки там разваливаются буквально под пассажирами. В зале ожидания душно. На улице находиться невозможно, потому что таксисты и водители курят одну за одной, щелкают семечки на асфальт, из-за чего в округе собираются голуби и все лавочки и информационные доски в отходах их жизнедеятельности», — пожаловалась девушка.

Однако сейчас автостанцию немного привели в порядок, поставили новые лавочки и урны.

С туалетами на вокзалах тоже беда. Они грязные, либо просто не работают и используются как кладовки.

При этом сами автовокзалы стараются выглядеть современными. На сайте гордое объявление о безлимитном вайфае датируется 2016 годом.

«В залах ожидания и на перроне Ставропольского автовокзала вы можете воспользоваться бесплатным, безлимитным доступом в Интернет через точку доступа к сети Wi-Fi. Проводите с пользой время ожидания своих рейсов», — говорится в сообщении.

Сделать как в Лондоне

О комфорте и возможных путях повышения рейтинга автостанций и автовокзала корреспондент поговорил с руководителем центра прикладной урбанистики «Процессор» Владом Бойковым.

По его мнению, состояние их оставляет желать лучшего.

«Все автовокзалы и автостанции города необходимо отремонтировать, привести в приличный вид. Одна из самых бросающихся в глаза проблем — это ларьки. Обычно там каждый сам себе хозяин, но их нужно привести к единому стилю. Другая немаловажная деталь — доступность камер хранения. Часто случается так, что человеку нужно переждать несколько часов», — объяснил Бойков.

Далеко ходить не пришлось, на центральном автовокзале камеры хранения и туалеты расположены в подвальном помещении. Человек с ограниченными возможностями вряд ли сможет беспроблемно воспользоваться этими услугами.

«Нужно смотреть на удобность лавочек. Автовокзалы должны быть максимально удобными, и при этом ненавязчивыми. Я уже не говорю о простых истинах, таких как необходимость следить за состоянием регулярных рейсов и автобусов их осуществляющих. А еще было бы интересно брендировать автобусы, разработать единый дизайн, как это делают частные перевозчики. Согласитесь, было бы приятно видеть автобусы оформленные так, что при одном взгляде ты понимаешь, что это Ставрополь», — предложил собеседник.

Это может стать визитной карточкой региона, как лондонские двухэтажные автобусы.

Бойков добавил, что в любой отрасли, связанной с передвижениями, очень важна понятная система навигации, с электронным табло отправления и прибытия автобусов. Но с этой задачей ставропольские автовокзалы справляются.

Подпишитесь