Posted 22 июня 2019, 10:54

Published 22 июня 2019, 10:54

Modified 16 октября 2022, 18:13

Updated 16 октября 2022, 18:13

Жильцы ветхого дома в Минводах 8 лет ждут расселения

Жильцы ветхого дома в Минводах 8 лет ждут расселения

22 июня 2019, 10:54
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Жители дома дореволюционной постройки 8 лет добиваются от мэрии Минвод положенных им новых квартир. И до сих пор в аварийном здании остаются еще 2 семьи.

Дом у железной дороги

Дом построили в конце 19 века для работников станции. Юго-западная его стена стоит всего в нескольких метрах от железной дороги.

Больше 40 лет здесь живет Тамара Топоркова, она получила квартиру в этом доме как врач железнодорожной больницы. За полвека без ремонта старинный дом, переживший революцию, две мировые войны и перестройку, начал рассыпаться.

Жизнь на железной дороге всегда была непростой. Ежедневный грохот и гул от поездов, раньше надоедал только жильцам. Когда в нулевых появились пластиковые стеклопакеты, местные сразу поспешили их установить. Стало значительно тише, вспоминает Топоркова.

Но вибрация постепенно уничтожает и само здание. Аварийным его признали еще в 2006 году. Уже тогда дом трескался и терял штукатурку. Но это было только начало борьбы за достойное жилье.

«Сырость ужасная. Окна отходят от стены. В щели в дверных коробках вообще можно руку просунуть. В стенах тоже — щели идут от верхнего этажа до самого низа по всем стенам, особенно со стороны железной дороги. Со временем усугубляется, все рушится. На втором этаже вообще потолок сыпется», — с ужасом рассказывает Топоркова об условиях, в которых ей приходится жить уже много лет.

«Под такой звездой вы родились»

Восемь семей, живших в старом доме, 2 года ждали включения в региональную программу по расселению ветхого жилья, рассказывает жительница одной из квартир Елена Фейзова. Еще 4 года, по ее словам, пришлось ждать очереди на бюджетные деньги. Наконец, в 2012 году администрация сообщила, что купила новые квартиры. Оказалось, что сэкономили.

Вместо равноценной жилплощади мэрия хотела выдать некоторым семьям квартиры-студии, которые в документах администрация называла двухкомнатными квартирами. В этом доме осели только 3 семьи переселенцев. Но без блата, по мнению переселенцев, не обошлось.

«Хорошие двухкомнатные квартиры по 94 квадратных метра дали двум семьям. В одной женщина работала в администрации. Как она решила этот вопрос, не знаю. А вторую большую двухкомнатную квартиру они дали однокласснице Бондаренко, который тогда исполнял обязанности главы города. Если бы нам такую дали, мы туда перешли бы», — рассказал один из жильцов.

По его словам, еще одну квартиру в этом доме получил предприимчивый сосед, который заранее прописал в своей старой квартире всех возможных родственников. И по неясному стечению обстоятельств квартиру для переселения администрация подобрали ему из расчета минимальной жилплощади на каждого прописанного (по 18 квадратных метров на человека), хотя остальным жилье разменивали по квадратным метрам, которые были у них в собственности в старом доме.

В итоге 3 семьи заняли больше половины (около 300 квадратных метров) всей жилой площади в доме (около 550 квадратных метров). Остальным предложили квартиры-студии, от которых оставшиеся 5 семей отказались.

«Мы задавали вопрос: “Как же так? Вы даете им 112 квадратов, а мне квартиру-студию, в которой проживать нельзя”. Нам Бондаренко (бывший мэр Минвод Николай Бондаренко) так и сказал: “Ну что ж я сделаю, под такой звездой вы родились”. Это вот его дословные слова. Мы даже где-то в жалобах их цитировали», — рассказал собеседник агентства.

После этого мэрия попыталась выселить переселенцев из аварийного дома, настаивая на том, что свои обязанности власти выполнили — предложили вариант расселения, который просто не устроил жильцов. На одного из жильцов администрация даже подала в суд, чтобы заставить его съехать из аварийного дома.

Спустя два года тяжб судебная экспертиза все-таки доказала, что комнаты в квартирах студиях не могут считаться жилыми. Причина, по словам переселенцев, простая — студии разделили на два помещения гипсокартоном, но жилая площадь от этого, конечно, не увеличилась.

Элитный застройщик

Строитель нового дома, на котором настаивала мэрия, уже не в первый раз работает с местными властями. С этим застройщиком в прошлом у администрации уже возникали проблемы.

В 2014 году жильцов соседнего дома на проезде Путейском, 5 заселили в новостройку на улице Новоселов, 76. Строительством занималась фирма ООО «ТСК – Элита». Но квартиры оказались опасными для жизни.

«Многоквартирный дом построен ООО “ТСК - Элита” с многочисленными нарушениями градостроительного законодательства, а приобретенные квартиры не отвечали требованиям жилищного, санитарно- эпидемиологического законодательства», — говорилось в официальном сообщении краевой прокуратуры.

Владелец «Элиты» Магомед Магомедов имеет в Минводах еще несколько стройфирм, которые одинаково плохо и долго строят. Например, своих квартир больше 5 лет ждут дольщики одной из его компаний, которая строит дом на улице Бештаугорская, 132.

На Магомедова жаловались владельцы типографии по улице 50 лет Октября, 67. Застройщик, по их мнению, расположил дома слишком близко к территории производства и перегружает коммунальные сети. Однако после всех жалоб проект так и не изменили, строительство продолжилось.

Источник NewsTracker в правоохранительных органах сообщил о коррупционной связи Магомедова с прокуратурой. Согласовывать проекты с нарушением положенных норм, по словам источника, бизнесмену помогала межрайонная прокуратура с подачи члена Совфеда, сенатора Михаила Афанасова. Брат сенатора Иван Афанасов занимал должность межрайонного прокурора.

Только после Путина

После неудачной попытки мэрия Минвод ушла в глухую оборону. Молчание продолжалось 3 года, хотя переселенцы, по их словам, ходили в администрацию «как на работу», чтобы требовать от властей другие квартиры. Тем более что эту обязанность подтвердил и минераловодский суд, а затем и краевой апелляционный суд.

Обращения в правительство края, в администрацию и на телефон «Прямой линии» президента не давали результата. Представители жильцов несколько раз даже ездили в Москву на прием к федеральным чиновникам, которые якобы удивлялись такому положению переселенцев, но по привычке спускали все жалобы в край, где о них очень скоро забывали.

«В Москве очень бурно реагировали. Сказали, что такого безобразия как в Ставропольском крае нет нигде. Но сказали — “мы можем обратиться только в край, ничем другим помочь не можем, мы можем сообщить в край, что вы обращались, приезжали с документами”. Они все документы прочли, поохали, поахали и отправили в Ставрополь письма», — вспоминает Топоркова.

Только в 2018 году ситуация внезапно сдвинулась с мертвой точки. В начале июня переселенцы как обычно отправили свою жалобу на «Прямую линию» президента. И за несколько дней до эфира с ними неожиданно связались представители мэрии Минвод — назначили встречу и пообещали в течение трех месяцев вручить новые квартиры в новостройке на улице Чкалова, 37.

Переселенцы даже одобрили этот вариант, но дом не был достроен. Передачу квартир наметили на сентябрь 2018 года. Но ни в сентябре, ни позже передача квартир не состоялась. Сначала строители объясняли задержку несчастным случаем с проверяющим из Минстроя, которых на весь край оказалось всего двое. Напарник пострадавшего якобы был загружен другой работой. Затем возникли сложности с оформлением квартир в Росреестре.

В итоге обещанные квартиры начали передавать жильцам с опозданием на полгода, после встречи с губернатором Ставрополья, которая состоялась в феврале.

«Пока ждем квартиру, внук успел закончить школу»

Что послужило толчком для решения вопроса, непонятно. Целевая программа по переселению, в которую включали дом на Путейском, 8, была закрыта в 2012 году. Об этом твердила мэрия во всех отписках, которые слала в ответ на любые обращения, вспоминает Фейзова. Ее семья 1 июня окончательно переехала в свою новую квартиру на Чкалова.

В ветхом доме на Путейском остаются еще 2 семьи. Для них в доме на Чкалова не нашлось квартир с подходящей площадью. По словам жильцов, трехкомнатных квартир в этой новостройке попросту не предусмотрено.

Оставшиеся квартиры мэрия Минвод пообещала приобрести до конца июля. Хотя этот срок администрация уже не раз отодвигала даже за последние месяцы — с 15 апреля на 15 мая, затем до 1 июня. Последнее обещание, по словам Топорковой, — провести торги до 1 июля.

«Пока ждем квартиру, внук успел закончить школу. В 2012 году у меня внук пошел в четвертый класс, а в этом году он закончил 11 классов. А старший успел закончить школу, закончил университет, отслужил в армии. Вот столько мы ждем», — сетует Топоркова.

Она продолжает ждать и надеется, что квартиру в конце концов ей выдадут. Но в искреннюю заинтересованность властей уже не верит. Ажиотаж в СМИ, по ее словам, не мог повлиять на ситуацию.

Проголосовало: 0 чел.
Подпишитесь