Posted 4 июня 2019, 09:26

Published 4 июня 2019, 09:26

Modified 16 октября 2022, 18:11

Updated 16 октября 2022, 18:11

Не под копирку с Запада: Кустурица назвал себя «своим» на фестивале в Железноводске

4 июня 2019, 09:26
Об энергетике на съемочной площадке, героях нашего времени, воевавших в Сирии и Чингисхане, рассказал всемирно известный сербский режиссер и музыкант Эмир Кустурица на встрече со ставропольскими журналистами в рамках Международного кинофестиваля «Герой и время».

«Мы ждали, мы мечтали, чтобы наш город посетил выдающийся кинорежиссер, деятель, большой друг России Эмир Кустурица. Совсем не много в мире режиссеров, которые получали дважды „Золотую пальмовую ветвь“ в Каннах, совсем не много режиссеров, которые совершили такую невероятную траекторию своего жизненного пути их отношения к жизни и кинематографу», — рассказал один из организаторов фестиваля Эдуард Бояков.

По его мнению, большой художник — это тот, кто может себя проявить в разных качествах. Эмир известен и как музыкант, он вместе со своей группой «The no smocking orchestra», которая собирает стадионы, выступил на открытой сцене фестиваля в Железноводске.

«Я перестаю думать, в каком качестве я Эмира люблю больше — как режиссера, как музыканта, как литератора? Поэтому разрешу себе начать этот разговор с вопроса «Эмир, ты как режиссер отдыхаешь от музыки или как музыкант отдыхаешь от режиссуры?», — обратился к режиссеру один из соучредителей фестиваля писатель Захар Прилепин.

Секрет успешного кино

Кустурица отметил, что музыка и фильм — это сестра и брат. Основа у них — одна. Все, что есть в музыке, должно быть в фильме и наоборот, особенно, когда фильм — это оригинальное художество.

«Когда я работаю над фильмом, я могу впадать в депрессию от того, что иногда невозможно сделать то, что от меня хотят, и люди не всегда могут делать то, что я от них хочу. А музыку играть — это катарсис. Я занимаюсь этим уже 20 лет», — рассказал режиссер.

Он отметил, что начал снимать кино еще в конце века. И с тех пор кинематограф сильно изменился. И снимать фильмы, так как их снимают сейчас, легко.

«Когда я закончил фильм „Жизнь как чудо“, заканчивался век. Это надо знать, потому что многое изменилось, все изменилось. И режиссеры, которые сейчас работают на Западе, не делают качественный продукт. И у них есть новые идеи, но эти идеи не так хороши, как были раньше, я думаю, у вас в России также происходит», — пояснил Эмир.

По его мнению, секрет успешного фильма прост — хороший конфликт. И не придется жульничать, чтобы фильм смотрели в кинотеатрах. Но современные режиссеры не всегда могут справляться с этой задачей.

«Сделать хороший фильм — это самая тяжелая работа. Сейчас многие скажут, что это не так и главное экшн. Сейчас делают фильмы на основе импрессии, а не на основе специального события хорошего, исторического. Герой — это уже не человек, в котором все объединено. Если бы я делал фильм или телесериал, я бы взял за основу роман „Обитель“ Захара Прилепина, так как там есть этот хороший герой. А сейчас герои и антигерои не объединяют и дают жизнь, сейчас это идеологическая фикция», — рассказал собеседник.

Он признался, что также читал «Сонечку», «Патологию», наравне с «Обителью», которую Эмир считает одной из лучших книг, написанных на русском языке — они рассказывают об исторической, социальной, политической жизни русских людей. Именно об этом, по его мнению, надо говорить, однако именно об этом сегодня снимают очень мало фильмов.

«У меня есть идея сделать фильм о Чингисхане — огромный фильм про человека, которого именно как человека знают очень плохо и в России, и на Западе. У меня есть очень хорошая книга Чингиза Айтматова, и я думаю, что этот фильм будет готов к следующему фестивалю „Герой и время“», — отметил Кустурица.

К слову, организаторы предложили дать следующему фестивалю «Герой и время» имя сербского режиссера. Кустурица предложение принял. Но признался, что не успел посмотреть Железноводск, в котором проводится фестиваль, так как прибыл всего несколько часов назад, но уже отметил, что ему понравилась энергетика и воздух на КМВ.

Нелегальная музыка

Железноводск стал первым городом в Большом российском туре Эмира Кустурицы и его группы «The no smocking orchestra». По словам собеседника, с первого ноября этого года такие же выступления пройдут по всей России от Камчатки до Бреста. Через 20 лет существования группа выпустила второй музыкальный альбом. Эмир пошутил, что «The no smocking orchestra» будет выпускать по альбому каждые 10 лет и такого еще не было в истории музыки.

«Мы играем не „мейнстримную“ музыку, она нелегальная по-своему. Такую музыку и у вас в России, я думаю, что невозможно услышать на радио. Радио и в России, и в Сербии сделаны под копирку с запада. Все здесь с запада, и я тоже, но я свой человек», — пошутил Кустурица.

Также как и в музыке, Кустурица никогда не работал над фильмом ради награды. Он признался, что ни разу не ставил перед собой цель получить премию, но все равно получал.

Он заметил, что в последние годы происходит так, что многие хорошие фильмы не получают ничего, что было бы надо получить, и они остаются без наград.

«Самая главная цель, которую автор должен ставить перед собой, это признание, когда простые зрители любят и ценят творение. Но проблема с фильмом в том, что нужно много денег. До 1990-х существовали меценаты, я снимал кино на их средства — „Чёрный кот, белая кошка“, „Андеграунд“», — рассказал режиссер.

Он отметил, что Балканы на сегодняшний день находятся в очень плохой позиции, и невыгодной для кино политической ситуации. Там не снимают хороших фильмов, потому что режиссеры пытаются подражать, а подражание не дает уникального кино. Они подвержены западным мнениям и фантазиям.

«На Балканах кинематограф почти не поддерживается государством. И несмотря на обилие интересных событий, нет хорошего кино. А режиссер — это очень эгоистичная работа, здесь нужна постоянная координация. Если фильма нет в голове у режиссера, то так и на экране будет. Нужно, чтобы все люди на съемочной площадке были с хорошей энергетикой. У Моники Беллуччи была очень хорошая энергия и поэтому фильм „По млечному пути“ получился таким», — вспомнил Кустурица.

Книга по образцу Достоевского

Он признался, что пишет книгу, к которой его подтолкнул роман Федора Достоевского. В ней он пытается понять, кто такой Раскольников современного мира. Как и всех гостей и участников кинофестиваля «Герой и время» Эмиру предложили подумать, кто такой современный герой по его мнению.

«А если бы я писал книгу „Герой нашего времени“ сейчас, я бы перенес события в Сирию, потому что я думаю, что это огромный оборот истории христианской революции. И мой герой нашего времени был бы человеком, который там воевал», — ответил режиссер.

Подпишитесь